Айви Ли, основоположник пиара, заставлял своих клиентов делать напоказ добрые дела и афишировать личную жизнь, а общество – фокусировать на этом своё внимание. Его можно бесконечно обвинять в беспринципности и лицемерии, и в то же время поражаться, насколько действенны и по сей день его технологии.

Рождение пиара

Айви Ледбеттер Ли, выходец из штата Джорджия, родился в 1877 году. Он начинал свою карьеру как обычный репортёр в одной из нью-йоркских газет, пока не решил, что его талант стоит дороже.

Удачу Айви принесла предвыборная кампания кандидата в мэры Нью-Йорка, республиканца Сэта Лоу. Ли охотно присоединился к ней, став писать статьи в поддержку Лоу, и получил место в пресс-бюро Национального комитета Демократической партии. Но участия в президентских выборных кампаниях ему показалось недостаточным, и, совместно с другом, журналистом Джорджем Паркером, он организовал пиар-компанию «Паркер и Ли». В начале двадцатого века, когда крупный бизнес в США набирал обороты и конкуренция росла, дельцы нуждались в хорошей репутации, так называемом «положительном паблисити», поэтому услуги новоявленной компании весьма пользовались спросом.

С самого начала у Айви Ли был свой почерк. Традиционная агрессивная рекламная пропаганда его не вдохновляла. Чтобы нравиться публике, ей надо не внушать, с ней нужно разговаривать, — считал Ли. И разговаривать на её языке. Народу недостаточно знать, что предлагает тот или иной кандидат, людям надо рассказать, что он любит есть на завтрак, давать повод к обсуждению.

Недоступность и высокомерие отдаляет потенциального избирателя.

Декларация принципов

Пресса становилась постоянным компаньоном бизнесменов: каждый шаг, каждое действие, о котором стоило бы рассказать людям, освещалось в газетах. С одной стороны это предоставляло информацию всем интересующимся, а с другой отменяло возможности конкурентов искать компромат – всё было как на ладони.

Это побудило Ли составить Декларацию принципов, в которой он дал понять журналистам, что готов существенно облегчить им поиск информации и помогать проверять эту информацию на достоверность. А также он убедил политиков и бизнесменов делать первые официальные заявления от своего имени специально для прессы.

«Если быть кратким, то наш план заключается в том, чтобы откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять прессе и общественности незамедлительную и точную информацию по предметам, представляющим для общественности ценность и интерес.» — сообщалось в Декларации.

Чудесное превращение жестокого короля

В 1914 году в штате Колорадо произошел инцидент: профсоюз горняков — выходцев из других стран, работающих на рудниках, принадлежащих семье Рокфеллеров — начал забастовку. Эмигранты потребовали улучшения условий жизни. Рокфеллер, в те времена яростно боровшийся с любым отхождением от правил (его работники были обязаны покупать еду в магазинах, принадлежащих компании Рокфеллеров и даже молиться в церкви «желательным» святым) не пошёл на переговоры. Взамен он использовал национальную гвардию для подавления забастовки.

После 14-часового побоища, по словам газеты New York Times, на месте палаточного городка рабочих остались дымящиеся руины, а количество трупов превысило сотню. В их числе были женщины и дети.

Это событие всколыхнуло общественность и вызвало бурю народного гнева. И тогда Рокфеллер решил нанять самого лучшего пиар-агента для улаживания ситуации. Этим агентом стал Айви Ли.

Его идея была проста. Он решил отвлечь внимание с финансовой и управленческой деятельности магната на его личную жизнь. Газеты запестрели рассказами, где Рокфеллер представал в обычных жизненных ситуациях. В журналах для женщин писали о его отношениях с детьми, в мужских – о его увлечениях.

Также зная, что «миллион долларов» в любой газете означает сенсацию, Ли убедил магната жертвовать по миллиону долларов университетам, больницам и церквям. И даже раздавать монеты детям на улице. Через некоторое время бойня эмигрантов была забыта, а Джон Рокфеллер в глазах людей был полностью реабилитирован, превратившись в доброго богатого дедушку.

Наследие Айви Ли

С тех пор и по сей день пиар компании по всему миру искусно преподносят журналистам нужную информацию о клиентах. Они не занимаются рекламой, ничего не пытаются продать, никого не стараются купить. Но, широко работая с имиджем, они формируют именно такое общественное мнение, которое требуется заказчику. Со страниц газет и с экранов телевидения пиармен тихо и аккуратно диктует людям, что думать и говорить о том или ином событии, как если бы люди сами этого хотели. На данный момент существует много разновидностей пиара, но все они работают по технологии, изобретённой Айви Ли, основа которого – информирование.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply