Вот уже полгода, как с нами нет легендарной балерины — Майи Плисецкой. Еще немного, и она отметила бы свое 90-летие — на сцене Большого театра, как и в предыдущие разы. Она бы снова вышла на сцену, и зрители восторженно повскакивали со своих мест, щедро усыпая богиню танца, символ русского балета, несмолкаемыми аплодисментами.

Она была поистине народной артисткой. Кто такая Плисецкая, знали все, даже если больше о ней ничего не слышали. Ее великолепное искусство подкреплено еще и достойно прожитой жизнью. В своих мемуарах и в различных интервью, она неустанно повторяла — «Я никому не кланялась». Судьба богини не проста, как бы кому не казалось, что ей везет по жизни. Завистливые языки шептались о протеже в театре, а именно о ее дяде Асафе Мессерере и тете Суламифь Месеррер, которые не просто были причастны к искусству танца, а являлись выдающимися танцовщиками, педагогами, балетмейстерами. Чтобы достичь тех высот, которые достигла Плисецкая, ей пришлось пройти через огонь и воды, и в жизни и в карьере.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая, 1987 год

Сначала строгий дядя Асаф не допускал ее к ведущим партиям в балетах, затем был невыносимый для балерины пятилетний период, когда она была невыездной. А затем, дождавшись первых гастролей в США, Плисецкая вынуждена была терпеть бесконечные допросы и слежки со стороны КГБ. Она боролась за свободу в творчестве, хотела работать не только с русскими балетмейстерами, но и с зарубежными, ставить балеты в Большом театре, но по «устоявшейся традиции» перед ней всякий раз появлялась глухая стена.

Наверное, именно тогда она сформулировала для себя лозунг, который пронесла сквозь всю свою жизнь, и к которому призывала прислушаться молодежь: «Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы с почтамтов шлите, не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».

image274788_4eb5ac73716340a1601a101584f9cbcd

И она добилась своего. Это для нее были поставлены балеты: «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Айседора», «Болеро». Танец «Умирающий лебедь» ассоциируется именно с ее именем. Она достучалась в закрытые двери и смогла выступить балетмейстером нескольких балетов. «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» невероятно обогатили репертуар Большого театра. Плисецкая — Народная артистка СССР, лауреат премии Анны Павловой, Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», прима-балерина Большого театра.

preview_AvedonКогда  стало известно о кончине великой балерины, многие известные люди в репортажах и интервью вспоминали Майю.:

«Знаете, ее просто сбило влет, как птицу. Говорил ей — ты залетела к нам на Землю с другой планеты. Может быть, она улетела обратно…?» (Родион Щедрин — муж Плисецкой)

«Она была чудом природы: фигура, темперамент. она до сих пор в моих мыслях, такая же молодая, красивая.» (Владимир Зельдин, актер)

«Она всегда будет для всех нас божественным вдохновением.»(Михаил Барышников, танцовщик)

Все вокруг неустанно повторяют, что она божественна, невероятна, чудесна, в общем, не такая как все. И с этим не поспоришь.

Она навсегда останется в сердцах поклонников сильным человеком в жизни, и нежным лебедем на сцене. В день ее рождения 20 ноября 2015 в Большом театре соберутся все родные и близкие Майи Плисецкой, артисты, и просто преданные поклонники ее творчества, чтобы отдать дань памяти великой Майе, в ее 90-летний юбилей.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply