Те, кто в детстве посещал музыкальную школу, меня поймут. Поначалу ребенка восхищает и завораживает звучание музыки, он с замиранием сердца смотрит, как кто-то играет, скажем, на рояле. Он мечтает прикоснуться к инструменту и попробовать извлечь пару звуков. И вот, любящие родители, желая сделать как лучше, отдают его в музыкальную школу. Волшебство заканчивается. Начинается работа.

Я помню, как боялась ходить на хор, потому что преподавательница была очень строгой, заставляла стоять и распеваться по 3 часа (или это только для меня время тянулось так мучительно долго?). Однажды не впустила на занятия за то, что я забыла сменку.

На уроке музыкальной литературы мы должны были на слух определять, что за произведение играет учительница и конспектировать скучные биографии неинтересных нам композиторов. Одинаковые черно-белые и сурово-бородатые лица строго взирали на нас с портретов и как бы говорили: «Музыка – это не игра! Это – серьезная работа!» Музыкальную школу я все же закончила, но сейчас даже и не вспомню, где лежит мой диплом, чем отличается легато от стакатто и как звали Бетховена.

Конечно, многим детям повезло намного больше, чем мне. Музыкальная школа помогла их таланту развиться. Сегодня мы знаем много примеров успеха талантливых музыкантов. Но всегда традиционное музыкальное образование подразумевало серьезную работу для достижения соответствующих результатов.

Сейчас стали появляться так называемые школы нового поколения, в которых методика преподавания в корне отличается от программ государственных музыкальных школ. Таким образом, родители могут предоставить своим детям выбор – учиться серьезно или весело. Такие школы, они же — интерактивные камерные концерты, стали создавать совсем недавно, поэтому еще рано говорить о каких-то серьезных результатах и сравнивать их с классическими школами. В любом случае, веселые уроки, построенные на разного рода активностях, могут стимулировать интерес детей к дальнейшим занятиям и углублению в предмет.

СемиНотка

«СемиНотку» основали в 2009 году супруги Александр и Анастасия Турчины. «Цель нашей работы очень проста – говорит Анастасия Турчина, – заинтересовать, научить слушать и понимать музыку, полюбить её, сделать так, чтобы музыка стала ассоциироваться с чем-то интересным и творческим, чтобы она помогала развиваться нам и нашим ученикам. На своих мероприятиях мы показываем людям, что классическая музыка и культура вообще – это очень интересно, модно, это весело, ярко и жизненно, необходимо для развития гармоничной личности. Ни английский, ни математика, ни компьютер не заменят музыки».

Турчины не против фундаментального музыкального образования, но считают, что детство слишком быстро проходит, чтобы тратить его на ежедневные восьмичасовые занятия музыкой. Александр: «Если это действительно нравится – это одно. Если это только слова, а оборотная сторона совсем другая – это другое. А как же весь остальной мир? Да, мир музыки безграничен, но, как и все остальное, без того, что вокруг нас он неполноценен. И мне кажется, что виртуозность в 6, 7, 8 лет все-таки не стоит таких жертв. Но опять же – если это действительно, как говорят, призвание, если это (простите, не могу подобрать более емкого слова) прёт, то я только «за». Главное, чтобы успевали головой по сторонам вертеть!»

Совершенно противоположного мнения придерживается Эми Чуа, автор книги «Боевой гимн матери-тигрицы». Она рассказывает о китайском типе воспитания детей и сравнивает его с европейским. Эми Чуа хочет добиться виртуозности в музыке от своих двух дочерей Софии и Эми. Используя любые ухищрения, чтобы заставить девочек заниматься музыкой ежедневно по 7 часов, она говорит: «Иногда я просыпаюсь утром в ужасе от того, что мне предстоит, и думаю, как легко будет сказать: “Лулу, я уверена, что мы без проблем можем пропустить один день репетиций”. В отличие от своих западных друзей я никогда не скажу: “Пусть это меня убьёт, но я просто хочу позволить моим детям сделать собственный выбор и следовать за зовом сердца. Это самая сложная вещь в мире, но я приложу все усилия, чтобы все так и было”. Сказав это, мои друзья выпивают бокальчик вина или идут на йогу, в то время как я сижу дома и ору на своих детей, которые меня ненавидят».

«СемиНотка» дебютировала в сентябре 2009 года в Лютеранском соборе Петра и Павла с программой «Орган – король инструментов». Спустя 5 лет архив «СемиНотки» включает более десяти музыкальных программ, рассчитанных на детей от 2 до 12 лет, интересных также и взрослым. Занятия проходят в разных частях Москвы и ближайшего Подмосковья. Отсутствие собственного помещения супруги Турчины превратили в своеобразную «фишку». Например, цикл мастер-классов «О чем поет природа» с Юлией Барковой, которая путешествует по миру, коллекционирует этнические музыкальные инструменты и умеет играть на каждом из них, проходит в музее имени Рерихов на Кропоткинской. А интерактивные камерные концерты с Контрабас-квартетом – в каминном зале библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова, располагающейся в особняке XIX века.

Совмещая разные виды искусств, участникам предлагается нарисовать дом, станцевать «Чунга-чангу», сыграть на колокольчиках «Jingle Bells», спеть «Бабушка рядышком с дедушкой», изобразить явления природы (ветер, течение воды, шум листвы и т.д.) с помощью различных инструментов, подирижировать оркестром. Инициатива исходит только от детей – хочешь – участвуй, пой; не хочешь – сиди и слушай. Во время концерта ведущий в игровой форме объясняет детям музыкальные термины и понятия, упоминает некоторые интересные факты. Например, что у Иоганна Себастьяна Баха было 20 детей.

Лекторий Пикколо

Детский музыкальный лекторий «Пикколо» был основан в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основатель – Ольга Пикколо – музыковед, член ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов. Импульсом к созданию лектория для Ольги послужили книги и методики Сесиль Лупан, Масару Ибука и Синити Судзуки.

Курс Лектория «Пикколо» рассчитан на 50 занятий – это примерно 3-4 года регулярных посещений. Ольга: «Многие родители, услышав академичное слово «Лекторий», «концерт», скептически пожимают плечами, — мол, нам это ещё рано. И было немало случаев, когда очевидно одарённые дети приводились на наши концерты только один раз по той причине, что они, по мнению родителей, на концерте отвлекались. И цветок, ещё не успев распуститься, засыхал… Но, попав в шикарную атмосферу Театрального музея, не отвлекаться просто невозможно! Бархатные красные стулья с изящной лирой на спинках, вензеля над занавесом, публика, классическая музыка, — так всё необычно-прекрасно, что первый раз внимание переключается с концерта на то, что тебя окружает. Но родители уже вынесли однозначный диагноз, — рано!»

В этом году Лекторий «Пикколо» начал расширять зону охвата аудитории и в конце мая дебютировал в Москве в Российской Государственной Детской Библиотеке с пилотным концертом, ознаменовавшим окончание сезона. Продолжатся концерты осенью. Планируются к открытию две концертные площадки в Хельсинки.

Лекторий предполагает абонементную систему. Слушателям необходимо посещать занятия курсами для лучшего эффекта. На занятиях детям разрешается принимать участие в концертах, но только с разрешения ведущего. Группы здесь больше, чем в «Семинотке», поэтому абсолютная свобода действий для детей может привести к хаосу и срыву занятий.

Занятия проходят весело и непринужденно. Ольга Пикколо: «Учусь у своих слушателей всему. Краткости. Яркости. Творчеству. Запоминаю и беру на вооружение почти всегда удивительно меткие детские сравнения, ассоциации. У малышей восприятие идёт через образ. Чувство спонтанно и часто кажется произвольным. Общаясь с ребятишками, стараюсь увидеть мир так, как его видят дети».

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply