Известный китайский художник Ай Вэйвэй представил свои лучшие работы в Лондоне.

«Искусство всегда побеждает. Всё может случиться со мной, но искусство останется» А. Вэйвэй

Ай Вэйвэй родился 28 августа 1957 года в Пекине в семье выдающегося китайского поэта Ай Цин. Однако, в связи с антикоммунистическими работами отца, с первого года жизни Ай Вэйвэй вместе со своей семьей проживал в ссылке в Синьцзяне в течение 20 лет. В 1978 году после реабилитации отца, Ай Вэйвэй поступил в Пекинскую киноакадемию, где обучался  анимации. В 1981 году переехал в США, где поступил в Нью-Йоркскую школу дизайна «Парсонс». В 1993 году вернулся в Китай. В 2011 году, после ареста и тюремного заключения, Ай Вэйвэй переехал в Берлин. Женат, есть сын.

В Лондоне в Королевской Академии Искусств с 19 сентября по 13 декабря 2015 года проходит выставка знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя. Для тех, кто не успел приобрести билеты через интернет-сайт https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/ai-weiwei, в предвкушении выставки придется простоять в очереди в кассу около полутора-двух часов. Но ожидание того стоит.

кук1

Ай Вэйвэй является одним из самых узнаваемых и обсуждаемых художников современности, известным, в том числе, откровенной критикой правительства Китая. Его осуждение государственной коррупции и подавления прав человека привели к тому, что в 2011 году художника посадили в тюрьму. После ареста слава Ай Вэйвэя в качестве политического диссидента затмила его художественную практику. В настоящее время Ай Вэйвэй по-прежнему придерживается своего видения искусства и сделал большое количество работ, которые отображают не только политические проблемы, но и его любовь к творчеству и экспериментам.

Ожидая очереди за заветным билетом под пасмурным небом Лондона, можно созерцать аллею голых деревьев. Первая работа Ай Вэйвэя так и называется –  «Деревья» (2009 г.). Эти стволы были собраны художником из частей мертвых деревьев с высокогорья южного Китая. В течение нескольких месяцев Ай вместе с опытными плотниками в своей студии в Пекине собирал, склеивал и скреплял шурупами и болтами стволы и ветви, чтобы получились полноценные деревья. Согласно его концепции, они олицетворяют китайскую нацию, где различные в географическом и культурном смыслах народы были объединены в одну страну, которую этими самыми «болтами» удерживает в едином целом государственная власть. В центре  «аллеи» расположено «Мраморное кресло» (2011 г.), которое напоминает скульптуру председателя Мао, сидящего в своем мавзолее в Пекине.

кук2

Выставочный зал открывает работа под названием «Кровать» (2004 г.). Огромных размеров полотно из железного дерева простирается на несколько метров. Это  изображение карты Китая, как если бы ее границы изобразили на одной прямой плоскости.

кук3

Одной из самых знаковых работ выставки является инсталляция под названием  «Прямо» (2008-2012 гг.), которая весит около 200 тонн и состоит из арматур, аккуратно выложенных одна к одной. В 2008 году в Китае произошло сильное землетрясение, которое унесло жизни около 90000 людей, погибло очень много детей из-за недоброкачественных построек школ. Ай Вэйвэй вместе с волонтерами собрали арматуры из разрушенных школ, выпрямили их и в память о погибших детях выложили мемориал под названием «Прямо». На стенах зала можно увидеть списки погибших детей, которые Ай с командой единомышленников собирали, общаясь и расспрашивая родителей в этом регионе. Всего в списке указаны имена 5192 детей.

кук4

«Сувенир из Шанхая» (2012 г.) – это небольшой фрагмент стены, сооруженной художником из кусков фундамента и кирпичей, оставшихся от разрушенной властями в 2011г. в Шанхае его студии. Данная постройка сочетается вместе со спинкой от кровати из розового дерева династии Цин.

кук5

По соседству с шанхайским сувениром, в углу зала рассыпаны крабы. «He Xie» (2011 г.) означает «река краб», но одновременно произносится созвучно китайскому слову «гармония», которое в свою очередь является ключевым в слогане коммунистической партии Китая.

кук6

Три фотографии, на которых изображено «Бросание урны Династии Хан» (1995 г.), сталкивают взглядом зрителя и художника. Во всех трех изображениях Ай Вэйвэй сохраняет одинаковое нейтральное выражение лица, его взгляд не отрывается от нашего ни на секунду. Одним этим актом он совершил вызов традициям и показал малую значимость урны, которая олицетворяет историю и культуру Китая, подвергающиеся разрушению под влиянием Культурной Революции.

кук7

В предпоследнем зале расположились шесть огромных железных диорам – S.A.C.R.E.D. (2012 г.) – Ужин (Supper), Обвинители (Accusers), Очищение (Cleansing), Ритуал (Ritual), Энтропия (Entropy) и Сомнения (Doubt). Эти прямоугольные комнаты изображают камеру, в которой был заключен Ай Вэйвэй после ареста 2011 года, и то, что происходило с ним в этом помещении. Любопытство посетителей можно утолить, забравшись на ступеньку перед каждой комнатой, и заглянув в небольшое отверстие сверху, или же подойдя к маленькому окошку сбоку.

кук8

На выставке представлено еще много интересных работ, через которые Ай Вэйвэй выражает свои идеи, чувства и мысли.

кук9

 

 

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply