В последнее время российская система образования, в частности, система среднего образования, получает все больше критики и всё чаще становится темой трагикомических фильмов. Неэффективность методов обучения, атмосфера страха, психологическое и физическое насилие — всё это можно услышать о втором доме, о храме знаний. Те родители, которые считают, что школа — это ад на Земле, находят выход в домашнем обучении, другие ищут решения в поддержке, участии в школьной жизни ребёнка. Но не все знают об ещё одной альтернативе — вальдорфском образовании.

Рудольф Штайнер (1861 — 1925), австрийский ученый и философ, который основал новое учение о человеческом познании — антропософию, базирующуюся на теософии и теории познания Гёте. Это мистически-религиозное учение о самопознании, развитии, самосовершенствовании. В 1907 году Рудольф написал первую книгу о педагогике — «Образование ребёнка». А в 1919 году в немецком Штутгарте открылась первая школа, основанная на учении и трудах Штайнера. Интересно, что имя «вальдорфская», которое является торговой маркой и названием учебной методики, школе дала сигаретная фабрика «Вальдорф-Астория». Её владелец Эмиль Мольт был инициатором строительства первой школы в Штутгарте.

Сейчас в мире примерно 1000 вальдорфских школ и более 2000 детских садов. Есть, аккредитованные государством педагогические институты, готовящие будущих преподавателей вальдорфских школ: Педагогическая секция Свободной Высшей школы духовной науки Гётеанума, Свободная высшая школа в Штутгарте, Институт вальдорфской педагогики Виттен/Аннен. Кроме того, есть, так называемые, вальдорфски-ориентированные школы, в которых выборочно используют штайнеровскую методику.

Сама эта методика, как утверждают её сторонники, направлена на личность ребёнка, на его индивидуальность. Одна из особенностей такой школы состоит в том, что учебный процесс осуществляется без оценок, что положительно влияет на психику детей. Они соревнуются только с собой, со своими вчерашними результатами. Появляется ответственность, нет конкуренции и конфликтов из-за успеваемости в классе. Так же, особенностью метода является и то, что обучение проходит почти без учебников. Основное пособие — это труды Рудольфа Штейнера по антропософии, но и они больше предназначены для учителей. Уроки в вальдорфской школе — это игры, сказки, танцы, рукоделие и другие приятные вещи. Всю информацию дети запоминают, в прямом смысле, играючи. Обычный урок истории проходит примерно так: педагог провел лекцию о причинах Первой мировой войны, рассказал военный анекдот, инсценировал братание — эмоциональное подкрепление, составляющее важный элемент методики. Здесь учителя не загружают детей информацией, которую они забудут после экзаменов, а вкладывают её, заставляя пережить, прочувствовать. Благодаря пережитому эмоциональному опыту эти знания остаются, делая детей старше морально и умственно.

Конечно, есть и критики этой гуманной альтернативы государственного образования, которые считают, что в своём принципе «хранить внутренний мир ребёнка как зеницу ока» педагоги вальдорфских школ часто перегибают палку. И как следствие, в стенах школы вырастают слабовольные, не готовые к взрослой жизни, нарциссы. На что «вальдорфцы» быстро отвечают статистикой и разными исследованиями, которые говорят о том, что почти все выпускники вальдорфских школ успешно оканчивают ВУЗы, тогда как среди выпускников обычных школ таких людей меньше.
Но, в основном к вальдорфскому образованию относятся негативно из-за его оккультных корней. Особенно это не нравится Русской Православной Церкви, представители которой считают идеологию антропософии антихристианской, хотя Рудольф Штайнер строил своё учение и на христианстве в том числе. Между тем, в России, как и в ещё 60-ти странах мира, есть своя Ассоциация вальдорфских школ, а образовательные учреждения со штайнеровской методикой есть во многих городах нашей страны.

Что лучше, школы привычные, время от времени «ломающие» детей, но к которым уже выработался иммунитет, или такой вот «кот в мешке»? В любом случае от риска не уйти. Но школа — это часть жизни, это и есть жизнь, в которой, как известно, без риска не бывает.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply