17 сентября 2015 года в российский кинопрокат вышел фильм Андрея Прошкина «Орлеан. Фантасмагория греха» с Еленой Лядовой и Виктором Сухоруковым в главных ролях.

Лядову мы помним по фильмам обсуждаемого режиссёра Андрея Звягинцева, а также по роли в сериале «Измены» на телеканале «ТНТ». Сухоруков же полюбился зрителю после съёмок в дилогии Алексея Балабанова «Брат».

Жанрово «Орлеан» обозначен как комедия и триллер, хотя скорее это чёрная комедия. Слово «фантасмагория» в названии фильма отлично характеризует всё то, что зритель видит на экране в течение без малого двух часов.

Фильм Андрея Прошкина будто обнажает человеческие пороки: прелюбодеяние, злоупотребление служебным положением, равнодушие, убийства. Всё это расцвело махровым цветом в заброшенном городке Орлеан. В фильме аллегорично показаны тучи, сгущающиеся над городом, когда героиня Елены Лядовой лежит в больнице после успешного аборта. И не зря.

В городе появляется экзекутор в лице героя Виктора Сухорукова с целью вершить правосудие в области морали. А в Орлеане, пожалуй, по этой статье много кто провинился.

В череде событий герои фильма как только ни пытаются отделаться от надоедливого поборника морали, которого «ни задушишь, ни убьёшь». Всё тщетно. Муки совести доберутся до каждого.

Сюжет фильма обострён яркими красками и абсурдными персонажами, вроде фокусника, который на самом деле и правда перепиливает людей, или секретарши экзекутора, которая смотрит по телевизору профилактику. Тонко показан момент, когда каждый из героев в муках совести выбирает для себя, что делать дальше: сесть самовольно в тюрьму, потому что ты этого достоит, зашить себе глаза хирургической иглой и заткнуть уши, чтобы уйти от себя, или остепениться, распрощавшись, наконец, с разгульным образом жизни.

Елена Лядова получила за эту роль «Серебряного Георгия» на Московском международном кинофестивале. Действительно, стоит отметить актёрское мастерство на высшем уровне. Ни на секунду за весь фильм не возникает ощущения того, что она играет не свою роль, что она не на своём месте. Однако, припоминая её предыдущие киноработы, напрашиваются мысли о сходстве её персонажей. Извечный вопрос «Актёры повторяются, или это их амплуа?» здесь, пожалуй, актуален.

Виктор Сухоруков, напротив, открылся с противоположной стороны. Ничего удивительного в том, что режиссёр сомневался в том, получится ли из него экзекутор. Актёр справился с поставленной задачей.

Сыгравший полицейского Виталий Хаев гармонично вписался в сюжетную линию, благодаря не только актёрской игре, но и внешним данным, как и Олег Ягодин — в роли местного хирурга.

Критики сравнивают «Орлеан» с романом Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако режиссёр в  своих интервью  говорит о том, что основная мысль фильма состоит не в том, что каждому воздастся за свои поступки, а в том, насколько люди сегодня забыли о своих корнях и не чувствуют братства. Готовность каждого идти по головам — в ней он видит «раковую опухоль» современного общества. Режиссёр говорит, что у него была цель снять кино «дурного вкуса», потому как именно трагифарс, по его мнению, отражает те реалии, которые сегодня нас окружают. Можно ли назвать Орлеан прототипом любого современного города — вопрос риторический. Есть ли хоть один город на Земле, который не мог бы быть взят за основу для съёмок фильма Прошкина?

Сюжетная линия, сходная с булгаковским произведением, лежит на поверхности. Однако тот самый «дурной вкус» не позволяет поставить этот фильм в один ряд с русской классической литературой. Весь фильм пронизан ощущением неприятия и бредовости происходящего с каким-то неприятным запахом, начиная с самой первой сцены, усиленной саундтреком, как из плохого фильма ужасов. А британская группа «The Tiger Lillies», записавшая музыку, вообще попросила внести после просмотра фильма в титры, что её морально-нравственная позиция не совпадает с позицией авторов фильма.

Фильм оставляет двоякое послевкусие и неоднозначное отношение, которыми и объясняются столь разнящиеся отзывы и оценки.

Наверное, «Орлеан» понравится тем, кто любит «Мастера и Маргариту» Булгакова. Но не более. Пожалуй, больше у этих произведений искусства точек соприкосновения нет.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply