Часть вторая

В 1961 году Ева перебралась в Великобританию, чтобы быть рядом с сыном, учившимся в Гэмпшире в Bedales school. После перенесённого выкидыша и тяжёлой депрессии её брак распался. «Я потеряла ребёнка и была одержима рождением», − говорила Ева. Чтобы справиться с депрессией она сделала фотоисторию о первых пяти минутах жизни ребёнка, снимает матерей и их новорожденных младенцев в больнице на Лонг-Айленде… В Штаты она больше не вернулась.

В Англии она сотрудничала с ВВС, Look, Life, Esquire, Harper’s Bazaar, Geo, Stern, Epoca, Paris-Match, а также 10 лет проработала в Sunday Times по контракту. «Журнал Sunday Times и агентство Magnum были моей базой, – вспоминала Арнольд, ¬¬¬− и я могла решать, что конкретно я хочу снимать. Стабильность и свобода, которую мне давала эта база, – огромная привилегия для любого художника. Magnum мог организовать для меня фотосъемку в кино или предложить поработать на заводе». В это время Арнольд одной из первых начала эксперименты с цветными фотографиями, чередуя их с чёрно-белыми.

Самыми изнурительными для Евы были съёмки на митингах религиозной и националистической афроамериканской организации под предводительством Малкольма Икс в 1960-61 гг. в Вашингтоне. После одной из съёмок её платье в горошек было всё в дырочках – члены нацистской партии гасили сигареты об одежду этой хрупкой еврейской женщины.

Арнольд продолжала много снимать и путешествовать. 15 лет она добивалась визы в Китай. Ей было 67, когда Ева наконец получила официальное приглашение из Пекина. Американцы к этому моменту установили дипломатические отношения с Китаем, и Еве были разрешены 2 визита по 3 месяца каждый. Арнольд сделала 12 000 снимков и проехала более 60 000 километров от пустыни Гоби до Монголии, чтобы показать неисчерпаемое многообразие этой страны. Еве не помешали ни преклонный возраст, ни подхваченная в Китае пневмония, ни то, что тяжёлые чемоданы с техникой ей пришлось таскать самой. На её снимках кочевники, сборщики риса, гимнасты, буддистские монахи. Этот проект был самым крупным в её жизни. Выставка, посвящённая Китаю, стала первой персональной выставкой Арнольд. Она была организована в 1980 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Фотографии изданы в книге “In China”, за которую Арнольд удостоилась награды «Достижение жизни» от Американского общества фотографов-журналистов.

Ева часто бывала на своей исторической родине – в Одессе, любила Советский Союз, считала его своим вторым домом. На её фотографиях мы не увидим передовиков производства Кубани, которых ей настойчиво предлагали снимать.

Развод. СССР
Ей была интересна жизнь как она есть, без прикрас. На снимках Евы запечатлены обычные будни советских людей: женщины за работой, дети в детском саду, бракоразводный процесс, занятия в цирковом училище, очередь в Мавзолей. Снимала она и советских диссидентов, упрятанных в психиатрические лечебницы.

В 70-х гг. Ева работала в Египте, Афганистане, ОАЭ – там она снимала гарем шейха Сана в Дубае. Она также сделала документальный фильм о положении мусульманских женщин, который называется «За завесой».

Самым психологически сложным для Арнольд было снимать апартеид в Южной Африке в 1973 году. Ева тайком фотографировала в больницах, где умирали от голода и болезней чернокожие дети. Она была свидетелем разделения семей, когда мужчин заставляли работать в шахтах за сотни километров от дома. Она была больна, когда вернулась. Доктор поставил диагноз: горе.

Ева Арнольд прожила насыщенную творческую жизнь, она опубликовала 14 книг, сняла кадры для 40 фильмов. За свои заслуги в фотографии она получила множество наград, стала признанной негласной королевой фоторепортажа, была удостоена звания почетного офицера Ордена Британской Империи.

Последние годы жизни Ева провела в доме престарелых и, вследствие тяжёлой болезни, была уже не в силах держать в руках фотоаппарат. Ева Арнольд скончалась в Лондоне в 2012г. Снятые ею материалы хранятся в библиотеке редких книг и манускриптов в Йельском университете. На сайте журнала Magnum Photos можно увидеть более 3500 работ Евы Арнольд.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply