Часть первая

Ева Арнольд (в девичестве Коэн) родилась в 1912 году и не дожила до своего столетия всего несколько месяцев. Эта смелая женщина пришла в мир фотографии почти в 40 лет и в качестве фотокорреспондента объездила весь мир, не побоявшись работать в Афганистане, СССР, ЮАР, Китае, Пакистане, в те годы закрытых для западных журналистов. Она делала репортажи о детях, голодающих в Африке, о жертвах военных конфликтов, о сегрегации в США, о чудовищном положении женщин в арабских странах – о любой несправедливости в мире честно и непредубеждённо рассказывали фотографии Арнольд.

Она не мечтала о карьере фотографа, так как эта профессия считалась сугубо мужской. Для родителей Евы главным было удачно выдать своих трёх дочерей замуж, она же хотела быть независимой. Ева училась в вечерней школе, а днём работала в бюро недвижимости, мечтала стать врачом. У её семьи, бедных еврейских эмигрантов из Украины, было недостаточно средств для того, чтобы она получила медицинское образование. Ева была средней из девяти детей, ее отец был раввином, а мать занималась воспитанием многочисленных отпрысков. Поскитавшись по Америке, они обосновались в Филадельфии.

В 28 лет ее интерес к медицине окончательно угас, но вскоре у Евы появилось новое увлечение. Поддавшись на уговоры друзей, она переехала в Нью-Йорк, устроилась работать на завод по автоматической обработке плёнки Standbi в Нью-Джерси. Там она познакомилась с технической стороной фотодела. Впервые Ева взяла в руки фотоаппарат в 30 лет – это был подарок ее молодого человека на день рождения. Её первыми снимками стали зарисовки из жизни Манхэттена, портреты. Ева проявляла плёнку дома, в своём чулане. Сначала она снимала для собственного удовольствия, а позже ей стали заказывать фотографии и другие люди. Всерьёз Ева задумалась о карьере фотографа лишь в 34 года, когда получила свой первый крупный заказ от предприятия в Нью-Йорке.

В 1948 году Ева вышла замуж за промышленного дизайнера Арнольда Арнольда и родила сына Фрэнка. Впоследствии он стал хирургом, воплотив девичью мечту матери о карьере врача. Ева на время оставила карьерные устремления и посвятила себя дому и сыну.

В 1950 году Арнольд поступила на курсы фотографов при школе социальных исследований в Нью-Йорке. Вёл занятия легендарный арт-директор Harper’s Bazaar Алексей Бродович − основоположник модной фотографии, совершивший переворот в мире глянцевых изданий и заставивший подходить к созданию обложки журнала, как к искусству. «Удивите меня!», − сказал Бродович, поручив своим ученикам фотографировать модные показы. И Арнольд это удалось. Няня её сына Дора порекомендовала ей отправиться с этой целью в Гарлем. Этого не делал ещё ни один белый фотограф, не говоря о женщине из религиозной еврейской семьи. Американские издания в то время не публиковали фотографии чернокожих моделей. Они отказались печатать у себя снимки из гетто. Тогда Арнольд, муж Евы, отправил фото своему другу Тому Гопкинсу, редактору английского Picture Post, где они и были впервые опубликованы, правда, вместо текста Евы там были ехидные расистские комментарии редакции. Ева была в ярости. Обучение у Бродовича продлилось всего несколько недель. На этом её профессиональное образование завершилось. Ей было 38 лет.

Снимками с гарлемского шоу заинтересовался Анри-Картье Брессон – известный фотограф и один из основателей фотоагентства с мировым именем Magnum. И в 1951 году Ева стала ассоциативным, а в 1957 году действительным членом агентства и первой женщиной-фотографом в Magnum photos.

Арнольд любила снимать простых людей за работой: продавцов овощей из Пакистана, китайских актёров, гримирующихся перед представлением, кубинских рыбаков, индийских жестянщиков, афганских кочевников. «Я была бедна, и мне важно было запечатлеть бедность», − рассказывала Арнольд. 150 работ из этого цикла вошли в книгу All in a Day’s Work, выпущенную в 1989 году издательством Bantam. Книга до сих пор является бестселлером, в неё вошли фотографии, снятые Евой с 1963 по 1985 год.

Основной доход Еве приносили съёмки богатых и знаменитых – политиков и звёзд Голливуда. В 50-е было модным нанять фотографа для репортажных съёмок бэкстейдж – за кадром. Звёзды не были в то время так недоступны, как в наши дни, Ева фотографировала их в самые неожиданные моменты, заставая врасплох. Её снимки полны доброй иронии, лёгкости и толики волшебства. На них мы видим Джоан Кроуфорд, завивающую щипцами ресницы, Марлен Дитрих с нотной тетрадью, скорчившую смешную рожицу, Елизавету II под зонтиком с мечтательной улыбкой на лице. Но особенно успешными стали её фотосессии с Мерилин Монро, с которой впоследствии Еву связала крепкая доверительная дружба.

Они познакомились в 1951 году на вечеринке, тогда ни Ева, ни Норма Джин ещё не были известны широкой публике. Когда Мерилин увидела снимки Марлен Дитрих, сделанные Арнольд, она сказала: «Если вы смогли снять хорошо Марлен, то можете себе представить, что можно сделать со мной»! Ева снимала Мерилин в течение 10 лет до самой её смерти. И Монро её глазами – не гламурная кинодива с кукольной внешностью: на этих фотографиях она трепетна, ранима, хрупка, уязвима и чувственна. «Я не знала никого, кто мог бы сравниться с Мерилин в фотогеничности. В основном всё, что было нужно, это просто чтобы она оставалась сама собой», − вспоминала Арнольд. Эти работы были изданы отдельным альбомом − «Marilyn Monroe: An Appreciation» в 1987 году и переизданы в 2005. Сегодня эти фотографии стоят от 5 до 25 000 долларов.

Арнольд завораживал образ успешной женщины, и она стремилась показать его миру. «Существует миф, что в практической жизни женщине очень трудно проявить себя, − говорила Ева, − что она создана главным образом для плотских утех. Это неправда. Это неправда прежде всего для меня самой, для тех женщин, которые работают рядом со мной в «Магнуме». Я считаю, что если человек хорошо справляется со своим делом, то не имеет никакого значения, мужчина это или женщина».

Продолжение следует…

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply