В условиях захлестнувшего современный мир технологического прогресса ведущие музыканты используют последние разработки не только для продвижения своего творчества, но и для его создания совместно с поклонниками по всему миру. Елена Гагарина рассмотрела самые яркие примеры того, как исполнители находят различные способы, чтобы стать чуть ближе ко всем, кто ценит то, что они делают.


Новые визуальные медиа-форматы

Бьорк сняла панорамный клип
2Источник: http://cdn2.thelineofbestfit.com/media/2014/bjork_stonemilker_360.png

В марте 2015 года состоялась премьера клипа Бьорк на песню Stronemilker с её нового альбома Vulnicura. Как и всё, что делает опережающая время Бьорк, он стал настоящим прорывом в области визуальной подачи материала. Видеоклип Stronemilker увидел свет на ретроспективе певицы в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Изначально 3D-клип можно было увидеть в трёх местах: в независимых музыкальных магазинах лейбла Rough Trade в Бруклине (Нью-Йорк), на востоке Лондона и на большой выставке MoMA PS1 в Лонг-Айленд-Сити. Видеоролик был доступен к просмотру в шлеме виртуальной реальности Oculus Rift всем желающим. Позже клип появился на YouTube.

Stronemilker стал первым в истории клипом, картинка которого охватывает 360 градусов. Помимо визуальной составляющей, в клипе записан звук 30 инструментов виртуального оркестра. Бьорк приглашает зрителя присоединиться к ней на пляже Рейкьявика, где была написана песня. Прямо в видеоплеере, двигая камеру, мы сами в режиме онлайн монтируем клип. Возникает полное ощущение погружённости в искреннюю исповедь певицы и сопричастности к её футуристическому и авангардному творчеству.

Muse сняли клип для шлема виртуальной реальности
3Источник: http://beardedgentlemenmusic.com/wp-content/uploads/2012/10/muse.jpeg

В ноябре 2015 года британская группа Muse представила вниманию своих поклонников новый клип на песню Revolt с нового альбома Drones. Особенность видеоряда состоит в том, что он снят для просмотра в шлеме дополнительной реальности Oculus. Это устройство призвано погрузить человека на 360 градусов в виртуальную реальность клипа, где люди устали жить под гнётом диктатуры правительственных «дронов». «Дронами» вокалист Muse Мэттью Беллами называет людей, способных на убийство, без проявления чувств.

«Современные технологии дают нам возможность быть менее чуткими к тому, что происходит вокруг нас. Мы становимся ближе ко всему миру, но при этом отдаляемся от него. Так что альбом начался с идеи дронов как метафоры и для современных технологий, и для того, как мы становимся более безразличными к окружающему миру», — говорит он.

Видеоклип Muse — это симулятор революции будущего 2025 года за возрождение гуманности. Во время просмотра поклонник видит, слышит, ощущает и осознаёт себя внутри событий на оживлённой улице в Праге в тисках революции, о которой здесь и сейчас поёт любимая группа. Он наблюдает за столкновениями демонстрантов в противогазах с полицией, вокруг него пролетают бензиновые бомбы, вспыхивает небо. Интенсивные и головокружительные ракурсы создают атмосферу полного погружения, участия и причастности.

Робби Уильямс создал календарь визуальных эффектов
4Источник: http://www.robbiewilliams.com/

2 ноября 2012 года на лейбле Universal Records вышел девятый студийный альбом Take the crown Робби Уильямса. Помимо собранных на нём 11 композиций, он интересен тем, что любой желающий мог навести камеру своего гаджета на обложку альбома и увидеть лучшие клипы из архивов исполнителя, среди которых были новые и ранее нераспространённые работы. Фактически обложка альбома с помощью бесплатного приложения от iTunes или Google Play на основе технологий платформы Aurasma стала календарём дополнительной реальности. Видеоклипы календаря сменяли друг друга каждый день в промежутке с 1 декабря до Рождества, став таким образом отличным новогодним подарком для поклонников творчества музыканта. Пропустив день, меломан не мог в него «вернуться», поэтому для удобства на официальном сайте певца было выложено фото обложки Take the crown. Чтобы не носить альбом с собой повсюду, поклонник мог распечатать это фото и чувствовать тем самым единение и с любимым исполнителем, и с такими же фанатами, как он сам.

Новый канал распространения

Бьорк записала альбом для iPad/iPhone
5Источник: http://h.fastcompany.net/multisite_files/cocreate/imagecache/1280/article_feature/bjork-biophilia.jpg

10 октября 2011 года на лейбле One Little Indian Records вышел седьмой студийный альбом Biophilia исландской певицы Бьорк. Примечательно то, что это был первый в мире альбом, созданный в виде серии приложений для iPad и iPhone. Приложение-меню Cosmogony, которое представлено в виде 3D-космоса, вместе с первой песней распространялось бесплатно. Оно регулярно обновлялось, пока все песни с альбома не стали доступны для покупки. Каждая из 10 песен — это отдельное приложение, в котором можно вместе с Бьорк наблюдать встречу природы, музыки и технологии. В этой модели 3D-космоса каждая песня — звезда, которую предстоит изучить пользователю. Попадая на ту или иную звезду, перед поклонником певицы ставится задача сыграть в игру, пока звучит песня. Игра представлена визуальными эффектами, сенсорно управляя которыми человек может добавлять в песню те или иные звуки музыкальных инструментов. Бьорк использует в качестве инстументов самые разные устройства. Так, к примеру, в песне Thunderbolt звучит катушка Теслы. Тем самым здесь и сейчас создаётся совершенно новая эмбиент-аудиокомпозиция в соавторстве с самой Бьорк. И это доступно каждому ценителю творчества исландской певицы. Поклонники подчёркивают, что альбом Biophilia невозможно слушать между делом, он поглощает всё внимание без исключения возможностью сопричастности к творчеству любимой исполнительницы, которая всегда на страже технологических новинок для «общения» с поклонниками.

U2 выложили в свободном доступе в iTunes новый альбом
6Источник: https://i.ytimg.com/vi/wXGU_NudLio/maxresdefault.jpg

9 сентября 2014 года на лейбле Island Records вышел тринадцатый студийный альбом Song of Innocence ирландской группы U2. В этот же день он бесплатно и без ведома пользователей появился на их устройствах, связанных с аккаунтами в iTunes, без возможности удаления. Такая PR-акция была запущена в рамках сотрудничества группы U2 и Apple и приурочена к релизу альбома группы и выходу новых продуктов компании. Сотрудничество U2 и Apple началось ещё в 2004 году, когда вышла специальная серия iPod c выгравированными автографами членов группы. Продвижение Song of Innocence получило широкий общественный резонанс, так как альбом оказался «сюрпризом», рассчитанным на 500-миллионную аудиторию Apple, среди которой есть не только поклонники группы. В музыкальном сообществе реакция тоже была неоднозначной. Певица Шинейд О’Коннор, сказала, что «это выглядело почти как террористический акт», а The Washington Post написали, что «рок-н-ролл превратился в жалкий спам».

«U2 сделали прорыв и получили огласку. У Apple появился крутейший хит для их презентации. Хватит уже сокрушаться по этому поводу. Что было — то прошло, музыка сейчас бесплатна, и, во многих случаях, законно бесплатна»,

— прокомментировал ситуацию Ли Тринк, менеджер Кид Рока и бывший президент Capitol Records. Для того, чтобы пользователи iTunes смогли удалить злосчастный Song of Innocence со своего iCloud, Apple пришлось разрабатывать новое программное обеспечение с подробной инструкцией. Сам солист U2 Боно прокомментировал ситуацию так:

«Упс, мне жаль что так вышло. Это была красивая идея. Возможно, мы слишком увлеклись собой. Немного мегаломании, самопродвижения, чуть-чуть щедрости и страх, что наши песни потеряются среди шума, которого так много сейчас. Стараясь перекричать других, мы сами выступили возможно чересчур громко».

John Moose выпустили альбом в приложении для гаджетов, который можно слушать, только находясь за городом
7Источник: http://assets.rollingstone.com/assets/2015/article/swedish-band-make-album-available-exclusively-in-the-woods-20150528/197375/large_rect/1432729025/1401×788-john_moose.jpeg

24 апреля 2015 года на лейбле Bacil вышел дебютный одноимённый альбом шведской группы John Moose. Он примечателен тем, что доступен в виде бесплатного мобильного приложения для гаджетов, которое в буквальном смысле отправляет всех желающих познакомиться с творчеством группы в лес. Дело в том, что приложение использует Google Maps, где леса окрашены в зелёный цвет. Координаты нахождения потенциального слушателя передаются по GPS от смартфона к веб-службе, которая сканирует карту через Google Maps API и использует специальный алгоритм для определения, находится ли пользователь в лесу. Таким образом группа предлагает своим слушателям обрести уникальный мульти-сенсорный опыт прослушивания их музыки. Слушатель не может слушать John Moose в автобусе по дороге на работу, так как сами музыканты ставят его в рамки гео-ограничений. Они считают, что лес поможет понять и почувствовать творчество всем желающим стать ближе к их мироощущению. Официальный сайт John Moose рассказывает о том, что группа уходит своими корнями в глубокие дикие леса Вермланда в Швеции. Этот ход отражает и тематика альбома, которая вобрала в себя эскапизм, экологизм, уединение с природой, отношения человека с природой.

«Мы хотим, чтобы люди думали о природе — что это такое и как мы должны к этому относиться, — говорит группа. — Так что мы подумали, что это лучший способ заставить их пойти в лес, если они хотят послушать наш альбом до того, как он выйдет официально».


Новый тип продвижения «Pay what you want»

Radiohead выложили в Интернет новый альбом, за который желающий скачать платит столько, сколько сам хочет
Radiohead Perfom At Victoria Park In LondonИсточник: https://indianinthemachine.files.wordpress.com/2010/06/thomyorkeradioheadfrontman.jpg

10 октября 2007 года впервые вышел в цифровом формате для скачивания без поддержки лейбла седьмой студийный альбом In Rainbows английской группы Radiohead. За 10 дней до выхода альбома гитарист группы Джонни Гринвуд проанонсировал его в блоге группы. Radiohead выложили In Rainbows на своём сайте с возможностью «Pay what you want» — когда каждый желающий скачать альбом мог заплатить за него любую стоимость, которую считал адекватной, в размере от $ 0 до $ 100. Такой тип продвижения был выбран Томом Йорком и компанией после того, как у них кончился контракт со звукозаписывающей компанией EMI. У музыкантов было два с половиной года на переоценку ценностей и осмысление того, что уже сделано. Эти размышления вылились в новую модель борьбы со звукозаписывающей музыкальной индустрией, приглашая покупателей решить, сколько они хотят заплатить за их новый альбом.

В 2005 году Том Йорк в интервью Time сказал:

“Это, вероятно, даст нам некоторое извращенное удовольствие сказать: «Да пошли вы вместе с этой распадающейся бизнес-моделью!»”.

Музыканты сообщали, что думают в первую очередь о своих поклонниках и хотели бы делиться своим творчеством сразу, а не спустя месяцы, как этого требуют лейблы. Группа отказалась от продвижения на iTunes, потому что Apple настаивает на продаже отдельных треков, а Radiohead хотят продавать свои альбомы в качестве полного собрания сочинений. Благодаря этому смелому новаторскому эксперименту Radiohead доказали всем и самим себе в первую очередь, что вполне способны отказаться от услуг лейблов, оставляя за собой право не ставить бюджетную стоимость на альбом, а дать волю признательности общественности, доверившись таким образом своему слушателю. В то же время авторские права на запись альбома In Rainbows остались у Radiohead.

Менеджеры и члены группы Radiohead позже признали стратегию продвижения «Pay what you want» успешной. Точных цифр не было названо, но по данным компании Warner Chappell, владеющей каталогом Radiohead, группа заработала больше денег до того, как In Rainbows вышел на физическом носителе, чем за всё время от предыдущего альбома. Хоть и больше людей приобрели альбом бесплатно, чем заплатили за него, тем не менее только 100 тысяч экземпляров было продано на CD, в то время как всего In Rainbows купили 3 миллиона человек.

“Люди сделали свой выбор: они на самом деле готовы платить деньги, — сказал менеджер Radiohead Крис Хаффорд. — Люди сами говорят: «Мы хотим быть частью этого альбома»”.

9Источник: http://cdn3.benzinga.com/files/imagecache/1024x768xUP/images/story/2012/shutterstock_69658765.jpg

В современном мире каждый музыкант ищет новые способы взаимодействия и «общения» о своими слушателями. С развитием технологических возможностей стало проще реализовать новые аудиовизуальные интерактивные форматы подачи своего творчества. В то же время музыканты нацелены на то, чтобы не просто стать ближе, но и ждут от поклонников соблюдения принципов «fair play»: открываясь перед слушателем как на исповеди они хотят ответных действий, так как своим творчеством они зарабатывают себе на жизнь. Новые возможности, новые форматы, новые медиа — всё это направлено на борьбу с пиратством в том числе, так как постоянно вероломно чьи-то альбомы, книги «сливаются» в Сеть. Творчество же помогает придумать новые арт-решения для создания в будущем культуры, в которой будет нормальным платить за музыку также, как за колбасу в магазине, а не скачивать её через «левые» серверы. Это целый пласт того, как новые медиа задают курс на культуру, когда аудитория уже готова к подобным изменениям.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply