Тебе знакомо ощущение потерянности? Волна информации захлестывает? В твои уши заливают тонны воды и мусора? Используй сито.

1.Что случилось?

С каждым днем количество информации растет. Различные СМИ не поддаются исчислению, информационный век обернулся для мира болотом, а не просвещением. Мы теряемся в потоке информации и не можем уловить суть.

2.Что такое объяснительная журналистика?

Этот жанр означает простоту повествования, отсутствие специфических терминов, наглядность, лаконичность. Большая и сложная тема, представленная в простом и доходчивом формате – это и есть объяснительная журналистика.

3. Когда жанр появился?

Свое начало она берет в 80-х, когда Джин Паттерсон – редактор газеты и член совета по Пулитцеровской премии стал продвигать идею журналиста-преподавателя, а не просто информатора. В итоге появилась номинация Пулитцеровской премии «Explanatory Journalism», просуществовавшая с 1985 до 1997 года.

4. Она осталась прежней?

Нет. С тех пор объяснительная журналистика в корне изменилась. В 80-е объясняющий жанр – это глубокий анализ и подробное расследование. Сегодня этот жанр характеризует поверхностность, наглядность, доходчивость. Он отсекает все лишнее.

5. Простая журналистика не объясняет?

В том-то и дело, что объясняет. Любая журналистика берет на себя задачу прояснить деталь и донести какую-либо новость. Видимо, новая веха объяснения – это всего лишь формат.

6. С какими форматами работает объяснительная журналистика?

Журналисты используют карточки, упорядочивают данные в виде инфографики, пользуются форматом q&a(вопрос/ответ). Наглядность достигается этими примитивными, но действенными инструментами. В итоге получается – коротко, четко и ясно.

7. Когда объяснительная журналистика обрела новый формат?

Поворотный момент произошел совсем недавно – 6 апреля 2014 года. Именно в этот день холдинг Vox Media запустил ресурс Vox.com. Сайт стремительно набрал популярность, выступив в качестве основного проводника доступного знания.

8. Vox Media – что это?

Крупный медиа-холдинг, основанный в 2003 году, во главе которого стоит Джим Банкофф. Компания начинала как спортивный сайт, но после присоединения к команде Банкоффа корпорация стала стремительно разрастаться и завоевывать более широкий рынок. Кроме Vox’а данная организация держит под своим крылом еще семь брендов – SB Nation, The Verge, Polygon, Eater, Racked, Curbed и Re/code.

9. Откуда деньги?

Рост и успешность медиа-холдинга ощущается, и в него вкладывают большие деньги многие крупные игроки рынка, такие, как: General Atlantic – в конце 2014 года, и NBCUniversal — в августе 2015.

10. Что из себя представляет сам Vox?

Общественно-политический ресурс, который задал направление новой волны объяснительной журналистики, первым начавший использование формата Card Stacks (колода карточек), в котором автор все раскладывает по полочкам. Один из наиболее наглядных форматов – Maps (карты), где с помощью карт и графиков освещается тот или иной вопрос, скажем, карта алкогольных налогов США.

11. Как появился Vox?

Сайт был запущен весной 2014 года бывшим сотрудником The Washington Post Эзрой Кляйном. Кляйн, будучи ведущим журналистом Post, имел популярнейший «Wonkblog» — блог о здравоохранении, политике и экономике. Журналист не смог убедить столичное издание вложить деньги в СМИ нового времени. В итоге на Кляйна поставили боссы Vox Media, и позволили ему создать инновационный ресурс, в который, уйдя из The Washington Post он захватил часть команды.

12. Как Vox меняет рынок?

Цифровой ресурс, став глашатаем простоты и доходчивости, работает быстро и содержательно. Конкуренты, не желающие перестраивать модель своих изданий, теряют аудиторию. Новая волна проектов, в лидерах которой находится Vox, ведет журналистику по новому пути.

13. Это популярно?

Аудитория сайта, по словам создателя, колеблется в районе 20 миллионов уникальных посетителей в месяц. Видео не собирают колоссального количества просмотров, за исключением особо острых тем – свыше миллиона посмотревших. Сегодня в глобальном рейтинге сайтов Vox занимает скромное 1140 место, значительно уступая таким монстрам, как Huffington post и BuzzFeed.

14. Кто такой Эзра?

Американский журналист, сотрудничающий с медиа-гигантами MSNBC и Bloomberg, а также бывший обозревать The Washington Post. За годы своей работы он создал себе серьезную репутацию политического блоггера и колумниста. В 2011 был признан одним из наиболее влиятельных людей столицы Соединенных Штатов по версии издания GQ.

15. Что за стеки карт?

Эта концепция основана на карточках средней школы. Карточный стек – это карточки с информацией, расположенные поочередно друг за другом, плавно ведущие читателя от темы к теме. Карточки помогают создать тело знания, которое можно менять в зависимости от меняющихся обстоятельств. Карты могут быть разъединены – всегда можно прикрепить любую из них к какой-то истории или статье.

16. Что Эзра думает про потребляемую информацию?

Эссе Кляйна — «Как политика делает нас глупыми?» проясняет его взгляд на информационную ситуацию в обществе – в нем автор на основании исследований, рассуждает о необъективности информации. Массы получают неверные данные, и это тормозит общественные и политические решения каких-либо процессов. Мы получаем не информацию, а чье-то мнение.

17. Каков взгляд на свой ресурс?

Создатель популярного ресурса считает, что Vox не зависит от него. Он хочет, чтобы люди думали о Vox как о месте, где можно понять новости. СМИ, которое просто яснее. Vox, это – информация в контексте, объективная и конкретная.

18. Почему не любят Vox?

Негативных оценок не избежать, когда речь идет о массовом продукте. Объяснительную журналистику обвиняют в необъективности мнения, и одностороннем освещении вопроса. Кроме того, подобные издания создают видимость экспертного мнения, которого на самом деле и нет.

19. Остальные копируют у «отца»?

Не стоит считать, что новые проекты подхватили идею у Vox, по словам многих журналистов, в частности, Дмитрия Сурнина, который заявляет, что все это давно использовалось до всяких «воксов», «медуз» и прочих новомодных форматов.

20. Действительно, так ли хороша объяснительная журналистика?

Объяснительная журналистика — незаменимая вещь, когда необходимо с минимальными затратами времени и усилий восполнить недостающие знания. Она отучает людей искать знания самому, подробно изучать вопрос. Да, она очень поверхностна. Жанр Explanatory не решает главной журналистской проблемы – необъективности. Но, черт возьми, как же она удобна!

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply