О проблемах и перспективах современного народного танца Екатерина Репкина поговорила с заслуженным артистом Республики Дагестан Дмитрием Толмасовым.  

Дмитрий — артист балета и репетитор Московского государственного академического театра танца «Гжель», доцент и преподаватель кафедры «народно-сценический танец» Государственной академии славянской культуры.

image1

— Добрый день Дмитрий! Вы являетесь ведущим артистом МГААТ ГЖЕЛЬ. Расскажите, пожалуйста, что собой представляет эта творческая команда и в чем её уникальность?

Д.В.Толмасов: Театр танца «Гжель» был создан 25 лет назад известным хореографом, народным артистом России, профессором  Владимиром Захаровым. Он обратил внимание на изящество и красоту русских промыслов, таких как: гжель, палех, жостовская роспись, вятская игрушка, хохломская роспись, костромская скань и поставил перед собой и коллективом цель — языком танца показать все многообразие промыслов России.

Неслучайно театру дали негласное название «Театр народных промыслов». В таком ключе пока еще не работает ни один театр.  В составе театра более 50 артистов балета, балетмейстер, 3 репетитора, осветители и звуковики сцены, костюмеры и художники, и так можно долго перечислять. В общем, все вместе — мы большая творческая мастерская.

=

— Насколько аутентична хореография, исполняемая артистами? Или это некая современная интерпретация фольклора? 

Д.В.Толмасов: Конечно же, это, как Вы сказали, интерпретация. Но в хореографии чаще употребляют термин «народно-сценический танец». В концертах нашего театра и других профессиональных коллективов вы можете увидеть именно его. Для этого балетмейстер берет исконно народное движение и интерпретирует его к условиям сцены.

Например, народ не делал настолько высокие поддержки и не поднимал так высоко колени во время бега, а девушки не плавали в своих хороводах настолько гладко, как будто на передвижной платформе.

 =

— То есть народный танец может быть современным? 

image3Д.В.Толмасов: Да, совершенно верно! Мы пытаемся в танце, в первую очередь, показать образ народа, каждый из которых неповторим, а движениями — удивить, поразить высотой прыжка,  виртуозным вращением, которое обычный человек не сможет сделать без предварительной подготовки. Например, душа и образ русского человека широка и велика, вот и движения его — размашистые, мужчины прыгают широкие разножки, делают сложные коленца (присядки), отбивают разнообразные хлопушки.

=

— Как современный танец влияет на развитие народного танца? И возможно ли в нем это развитие? 

Д.В.Толмасов: Это уже вопрос посложнее. Порой,  когда я бываю на смотрах детских народных коллективов, я испытываю разочарование. Молодые руководители учат детей совсем не народным танцам, а современным с намеком на народные. Это развращает молодежь, в их танце включены немыслимые элементы из взрослой хореографии, не предназначенной для детей. При этом они не знают что такое народное вращение, дроби и пр. Костюмы сделаны тоже на современный манер. Но наш театр пытается воспитывать молодежь в народном направлении и в институте мы преподаем народно-сценический танец, следуя традициям создателей этого направления( а это Лопухов, Бочаров, Мурашко, Устинова , Захаров и др.,). Главное, брать только нужное из современного танца, а то, что может помешать существованию народного танца, отметать.

 =

— Насколько современный мир воспринимает народный танец? Зрительская аудитория разная, как вас принимают на гастролях? Идёт ли театр в ногу со временем?

Gusi-lebedi02Д.В.Толмасов: Нужно отметить, что мир хорошо воспринимает народный танец. Мы много гастролируем и замечаем, что интерес к нашему жанру все больше растет. В Германии, где не удалось сохранить национальный немецкий танец, многие восхищены русской культурой и с радостью становятся в русский хоровод, разучивают движения, они поражены тем, что нам удалось все это сохранить и показывать со сценической площадки. На фестивале русской культуры в Каннах зал принимал наш концерт стоя, занавес открывался несколько раз и зрители просили очередной «бис». Нашим эмоциям также не было предела —  очень приятно, когда национальная культура так ценится. Насчет молодежи могу сказать одно: те, чьё воспитание основано на русских традициях, не остаются равнодушными.

Театр танца «Гжель» интересуется и современными технологиями. Совсем недавно у нас был юбилейный концерт «Гжель 25» на сцене Новой оперы. Это представление было решено в новом ключе, в спектакле были задействованы различные возможности сцены: передвижные плунжера, вращающийся круг по центру сцены, световые инсталляции и тюль, на которой изображались различные пейзажи и т.д. Зрители оценили это по достоинству.

 =

— Как привлечь внимание молодёжи к русскому и, вообще, народному танцу? Не угасает ли у них интерес заниматься именно этим видом хореографии?

исходникД.В.Толмасов: Сегодня интерес к современным танцам довольно велик, это веяние активно пропагандируется, все чаще родители приводят детей в студии народного танца, и это радует. Я считаю, что молодежь должна воспитываться на традициях народного и классического танца. Никто им потом не запретит познакомиться и с другими видами хореографии. А как их привлечь… в первую очередь это исходит от родителей, они должны привить им любовь ко всему народному.

Мы, в свою очередь, выступаем, приглашаем детей детских танцевальных студий на репетиции нашего театра, где они сами могут понять, как красив и не менее моден народный танец. Я, как преподаватель, тоже несу ответственную миссию и делаю свой предмет интересным и познавательным для своих студентов.

=

— Возможно ли существование такого рода театра в XXI веке?

Д.В.Толмасов: Уверен, что возможно! Мы несем культуру в массы и тоже не стоим на месте в своем развитии. Ищем новые идеи, черпаем новые элементы, изучаем фольклор и создаем новые шедевры. Пытаемся сделать народный танец привлекательным для широкого круга зрителей.

Ждем всех на концертах Московского государственного театра танца «Гжель»!

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply