В связи с постоянно растущим в последние годы потоком мигрантов в Россию, меня заинтересовал вопрос: а как к этому относиться? Польза от их приезда или вред? Можно ли вопрос национализма в России рассмотреть с позиции вопроса о гастарбайтерах?

Мне кажется, что в ХХI веке эти вопросы занимают далеко не последнее место, особенно среди тех россиян, которые проживают в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, куда в основном и стремятся основные потоки мигрантов.

Так кто же такие гастарбайтеры?

Обратившись к Википедии, узнаем: «Гастарба́йтер (нем. Gastarbeiter; дословно: гость-работник) — жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего по временному найму. Слово заимствовано в конце 1990-х из немецкого языка, получило широкое распространение в СМИ на территории СНГ, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем вошло в разговорную русскую речь. В России феномен массовых трудовых миграционных потоков стал реальностью после 2003-2004 гг. (имеются в виду гастарбайтеры из Средней Азии).»

Основные причины миграции, на мой взгляд, таковы:

  • разный уровень развития России и соседних стран
  • прозрачность географических границ нашей страны
  • знакомство соседей России с ее языком и культурой (ведь Россия и наши соседи почти 70 лет были одной страной)

Но исторически Россия – все-таки русское государство. За века ее существования менялись политическое устройство, социальный строй, культура, экономика, при этом главным оставался русский народ. Но что станет с ним и Россией через 20-40 лет при таком потоке мигрантов из стран бывшего СССР? Можно говорить, что в России темп интеграции гастарбайтеров превышен многократно. Есть план ввести с 2015 года визовый режим со странами Центральной Азии.

В России наш национализм с большим трудом можно считать нейтральным понятием. Множество политиков, политологов и простых людей спорят об окраске русского национализма. В разные исторические периоды развития страны он менялся: был реакционным, консервативным, потом имперским и даже антидемократическим. Сейчас же русский национализм приобрел стойкую этническую окраску. «В крупных городах России национализм имеет характер, прежде всего, русский. Именно он наиболее опасен для России.» Так считает политолог Сергей Марков. (1) Директор Института демографии, миграции и регионального развития, координатор проектов по Южному Кавказу института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон выделяет даже «московский национализм», связанный с конкуренцией за рабочие места. (2) Мигранты воспринимают Москву транзитной зоной, поработав в которой можно уехать не только в другой регион России, но и в Европу или Америку.

В Москве во время подготовки выборов мэра в 2013 году ключевое место в предвыборной кампании занимала борьба с нелегальной миграцией и отношения к приезжим. По результатам социологических исследований, в нашей столице эта тема устойчиво держит первое место. По данным Наданы Фридрихсон, число москвичей, живущих в городе не одно поколение, не превышает 10%. Остальные 90% – либо жители регионов России, в том числе проблемных, как Северный Кавказ, либо мигранты из Белоруссии, Украины, Центральной Азии, Южного Кавказа. (2)

Квота рабочих мест для гастарбайтеров в Москве в 2013 году — 186 тысяч человек, по оценкам же экспертов, мигрантов находится примерно два миллиона. (3) Если допустить, что есть возможность обеспечить рабочими местами примерно миллион, то остальных надо депортировать, как бы грубо это ни звучало. Потому то в данном месте всплывает проблема роста безработицы среди россиян в московском регионе и смежных с ним областях. Мигранты заняли много низкоквалифицированных рабочих мест. Дворники. Уборщики. Разнорабочие. Но ведь и наши россияне умнее не стали. Поэтому спрос на подобную работу в России был всегда. А после нашествия гастарбайтеров зарплата на этих должностях стала мизерной, а они все равно заняты мигрантами. Существует, на мой взгляд, ошибочное мнение, что за такую зарплату, как в столице, дворником, например, никакой россиянин работать не будет. Хотят работать. Могут работать. Будут работать. Член КПРФ И. Мельников, участвовавший в выборах московского мэра в 2013 году, предлагал действовать так: «Если на некое рабочее место в Москве претендует гражданин Российской Федерации и гражданин иностранного государства… предпочтение должен получить гражданин Российской Федерации». (3) В соседних регионах много людей, готовых приехать и трудиться, только из-за коррупции в ЖЭКах Москвы, для них нет рабочих мест. Ведь гораздо удобнее для кармана чиновника заплатить половину зарплаты гастарбайтеру, взяв вторую половину себе.

Я считаю, что место, где жить – личное дело каждого человека: у себя в стране, в том месте, где родился, поменять место жительства в пределах страны или переехать за границу. А проблема гастарбайтеров – по сути, проблема. И она, прежде всего, зависит от того, кто приезжает, какой человек. Что хочет он на новом месте – жить и работать или он приехал для того, чтобы заниматься шальными делами? Как относиться к гастарбайтерам? Для многих россиян нет простого ответа. Большинство приезжих — чужие люди, не принадлежащие к русской нации. А всех чужих наши мамы и папы учат опасаться с раннего детства. И если в других регионах меньше шальных людей, то в Москву всегда едет больше тех, кто ищет легких денег. Безусловно, большинство среди них приехало работать и зарабатывать. Но вместе с тем, много, я бы сказал по-простому, бандитов. Поэтому из регионов мы чаще получаем красивые истории, а в столице — увы, криминал.

Взять, например, историю с Егором Щербаковым, москвичом из Бирюлева, погибшим от руки азербайджанца Орхана Зейналова в 2013 году в результате простого бытового конфликта. Егор получил удар ножом в спину. В июле 2014 года был оглашен приговор убийце-17 лет тюрьмы и 3 млн. рублей семье погибшего.

Так получается, что красивая история связана тоже с земляками О. Зейналова. Её я прочел в электронной версии журнала «СтарХит» в статье «Спасибо, что понаехали». Авторы Ольга Соколова и Марина Арефьева рассказывают о неравнодушии гастарбайтеров, живущих в нашей стране. 22 мая 2014 года в Красноярске автобус провалился в люк с горячей водой. Кипяток стал заливать салон. Братья Туралу и Сабухи Рагимовы, уроженцы Азербайджана, кинулись на помощь. И пока россияне, увы, снимали видео под крики пострадавших, братья выбили стекло, выпустив горячий пар из автобуса. Потом открыли дверь и стали вытаскивать обожженных людей. Спасли более десяти человек. А братья Мамедовы, чья семья переехала из Азербайджана в Астрахань 25 лет назад, спасли людей из огня при пожаре в городской квартире прошедшей зимой. Эти люди – их русские соседи — мама и двое ее мальчишек — сыновей 4 и 5 лет.

Национализм, если его рассматривать с позиции вопроса о гастарбайтерах, для меня остается открытым, колеблясь на хрупких весах нейтральности по отношению к нему. Мы ведь еще не знаем, с какими проблемами столкнемся, когда приехавшие с войны украинцы, которые теперь по всей стране, обживутся, и как они для себя решат наш национальный вопрос. Так что можно испытывать какие угодно чувства в тех случаях, когда читаем про красивые истории. Но при этом меня не покидает чувство чрезмерной открытости страны…

——————————
(1) http://varvar.ru/arhiv/texts/averyjanov3.html
(2)http://nazaccent.ru/content/8588-ekspert-iz-za-moskovskogo-nacionalizma-migranty-schitayut.html
(3) http://www.svoboda.org/content/article/25095219.html

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply