Зауралье – край озер, богатых рыбой и водоплавающей птицей, дремучих сосновых боров с несметным количеством дичи. Золотой карась и сибирская косуля давно стали брендом региона. Опытный охотник, егерь и рыболовы со стажем делятся своими советами с читателями журнала.

На территории Курганской области  6, 5 млн. га  охотничьих угодий и более 2, 5 тысяч озер. 139 частных охотхозяйства предлагают охотникам отправиться за трофеями. Самой популярной в регионе считается утиная охота во время осенней миграции перелетных птиц, когда утки здесь в большом изобилии. Особым спросом, в том числе у иностранных туристов, пользуется охота на косулю, кабана и лося. Поголовье сибирской косули одно из самых больших на Урале и в Западной Сибири – 129, 8 тысяч особей.

В Зауралье превосходные условия для зимней и летней рыбалки. Озера полны рыбы – чаще всего рыбаку попадаются карась, окунь, щука, судак, лещ, карп и другие. Особенно популярна зимняя рыбалка на подледный лов окуня и щуки. Подробности особенностей местной охоты Татьяна Прохорова выясняла у местных знатоков.

Забавкин Михаил Александрович, 65, охотник:

«Открытие осеннего сезона утиной охоты – это всегда праздник. Но уже через пару дней наша местная утка, распуганная охотниками, становится осторожной и старается укрыться в заповедных зонах, где охотиться нельзя. Поэтому мы выходим в тот момент, когда перелетные утки начинают свое путешествие с севера на юг. С конца сентября и до самого ледостава они летят через нашу область.  Пролетная птица с северных широт, можно сказать, человека и не видела, непуганая. Утки отдыхают и кормятся на наших полях и в камышовых озерах. Тут можно встретить десятки пород: миниатюрные чирки, нырки, кряквы, гагары, лысухи, гоголи, шилохвости, широконоски, буроголовая и белобокая чернеть и других.

Продуктивная охота на утренней зорьке, поэтому мы приезжаем затемно, расставляем чучела на воде для приманки. Бывалый охотник знает, какая порода уток его ждет на этой охоте и подбирает подходящие по форме, размеру и окраске чучела. Распределяемся: кто-то на плесе в камышовом скраде затаится, а кто-то на мелководье, «на грязях» стоит. Не суетимся, ждем.

А потом дома пир. Уток готовим так: ощипываем, потрошим, отвариваем, фаршируем антоновскими яблоками и черносливом. А можно по-другому, фаршировать полуготовым рисом или гречкой с обжаренным луком и белыми грибами. И в духовку до хрустящей корочки.

утиная охота с лодки

Охота на утку за столетие не изменилась, разве что чучела теперь от настоящих птиц не отличишь, да оружие современное. По-прежнему все, как и раньше, зависит от навыков охотника и его удачливости.

Ну а зимой, по первому снегу уже на копытную дичь выезжаем — на кабана и косулю. Мясом на всю зиму запасаемся, готовим фарш и садимся всей семьей пельмени лепить. По 500-600 штук бывает делаем».

Андреев Сергей Леонидович, егерь охотхозяйства «Боровское» Каргапольского района:

«Охотничьи угодья у нас в регионе огромны — около 6, 5 млн. га. Например, под моим контролем 28,5 тыс. га угодий и почти все это лес, сосновый бор. Здесь водятся лоси, косули, кабаны, куницы, глухари.

В сезон охоты на копытных, я обязательно сопровождаю все группы охотников, приехавших в наше охотхозяйство. Моя задача организовать весь процесс охоты: проинструктировать участников, обеспечить их безопасность, помочь выследить зверя. Осенью, на трофейную охоту за рогами во время гона самца сибирской косули приезжают иностранцы, очередь занимают еще в начале лета.

Но основная моя задача — наблюдать за животными, вести учет популяции, защищать их, подкармливать зимой. Зимой косули ищут корм под снегом, копытят в бору черничник, брусничник. Глубокий снег грозит бескормицей, поэтому летом на наших лугах сеем люцерну, заготавливаем сено для косули и развозим по кормушкам. Для лосей делаем солонцы, запасы поваренной соли. Соль — источник минеральных веществ,  лосям она особенно необходима в период смены рогов, а самкам в период вынашивания детенышей.

Зимой я веду маршрутный учет животных для определения их численности в наших угодьях. Для этого на лыжах прохожу по всей территории охотхозяйства маршрут в 60 км.  Первый день прокладываю лыжню и заметаю все следы животных вдоль лыжни, на следующий день иду тем же маршрутом и свежие следы считаю и записываю. Более точное количество я рассчитываю по формуле. На основе этих данных устанавливаются нормы по добыче дичи на следующий охотничий сезон.

Копытные уязвимы для хищников, их враги в нашем лесу — рыси и волки. Моя задача регулировать их численность. Я сам шел по следу рыси и волка, выслеживал, чем они питаются. Как и рыси, волки тоже охотятся только на здоровых животных и их детенышей, санитарами леса их не назовешь. Одна семья волков способна нанести большой урон поголовью травоядных в наших угодьях.

Роман (2)

Не только звери опасны для копытных, но и браконьеры. Лицензии нынче не дешевы, вот и выходят тайком. Бывало, я один выходил на 3-х браконьеров с ружьями. Но всегда удавалось решить дело мирно, отдавали оружие. У меня есть четкая инструкция, как действовать в таких случаях.

Сам я охочусь только на куницу и глухаря и обязательно с собаками. У меня охотничьи русско-европейские лайки Тунгус и Фарт. На копытных я не охочусь, мне жалко их, они безобидные. Я вообще по своей сути не охотник, а натуралист. Люблю наблюдать за животными за их повадками, как лось кормится, как бобры плотину строят, как рябчики в снег закапываются. Я люблю свой край, нашу природу, люблю «свой» лес, его запахи и звуки. Иногда сбегаю сюда от людей».

Лаврентьев Роман, 36, рыбак:

«К рыбалке меня пристрастил мой отец, он брал меня с собой рыбачить с шести лет. Сейчас у меня третий разряд по рыбалке со льда на мормышку.

Я рыбачу на реке Тобол в Притабольном районе, на наших озерах: Большие Данки, Корнилово, Кислое. Мне нравится охота на хищную рыбу: щуку, окуня — это активная  и поисковая рыбалка,  надо постоянно перемещаться по озеру. Для этого нужна моторная лодка, спиннинг и хорошая приманка.  А когда хочется подумать, спокойно посидеть — расслабиться, то это за карасем. В Курганской области он водится везде и в большом количестве. В прошлом году мы с другом за 1 день наловили 78 кг карася. Правда, я не шучу!

Последние два года меня увлекла зимняя рыбалка. Здесь важна правильная экипировка: одежда с мембраной, отталкивающая воду, палатка, портативная газовая грелка. У нас в Кургане, почти в каждой семье мужчина, кто не охотник, тот рыбак, а бывает и то и другое вместе».

Демченко Юрий Александрович, 50, рыбак:

«У нас в области многие рыбачат на карпа. Я тоже как-то решил попытать счастья. Карп, как попадется на крючок, начинает круги вокруг лодки нарезать, да норовит в камыш сигануть, чтоб леску оборвать. И вот я в резиновой лодке-плоскодонке на озере. Прикормил, пошла поклевка, я подсечку сделал и вываживать стал, а карп  крупный — не дается, и ну пошел лодку мотать. Целый час кружил, пока не устал. Выловил я его потом, 6 кг карп был.

золотой карась

Деликатесом считается мелкий золотой карасик, поджаренный до хрустящей корочки. Хороши караси, томленые в сметане, рыбный пирог с карасем. Ну и конечно вяленый карась. Его чистят, распластывают по хребту, солят, а потом вялят от 3-5 дней. Крупный, жирный, янтарного цвета».

БОКСЫ

Как принять участие в охоте

На сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области надо скачать список охотпользователей, выбрать охотхозяйство, позвонить в него и заказать охоту.

Какие нужны документы

Охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, паспорт, лицензия на добычу.

Платные услуги

Выдача лицензии на добычу, размещение в охотничьем доме, аренда машины, лодки, сопровождение егеря (обязательно для охоты на копытных).

Цены на 2015-2016 год

В зависимости от сезона и возраста животного: на кабана от 15 до 20 тысяч рублей, на сибирскую косулю от 15 до 35 тысяч, на лося от 25 и до 70 тысяч рублей.

Утки — от 2 до 4 тысяч рублей за сезон охоты, глухарь — от 2 до 5 тысяч. Точные цены подскажут в охотхозяйствах.