Часть 1. Культурное завоевание Турецкой республики под угрозой

Турецкий театр оперы и балета создан в ранние годы правления Ататюрка, который всегда подчеркивал необходимость классического искусства для процветания страны. С 1940-го года столичная консерватория выпускает музыкантов и певцов, оперные и балетные постановки идут на сценах шести государственных театров. Нынешнее турецкое правительство пытается прекратить финансовые дотации театров.

В 2013 году в прессе появились статьи о том, что правительство решило перевести театры на самоокупаемость, сделав их коммерческими и прекратив дотации. Реджеп Эрдоган, в то время премьер-министр правящей партии, в нескольких интервью высказался о том, что государство не обязано финансировать постановки, которые рассказывают народу сказки о том, что происходило 250 лет назад. Эти высказывания вызвали мощную волну протеста, повсеместно прошли компании сбора подписей в поддержку государственных театров. Чиновникам пришлось объяснять появление подобной информации тем, что правительство лишь раздумывало, как применить разные способы материальной поддержки так, чтобы театры появились не только в крупных мегаполисах, но и по всей стране.

Здание турецкого театра

Здание турецкого театра

Основы государственного театра в Турции были заложены в первые годы Республики, его появление и развитие неразрывно связано с именем Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда после упразднения халифата молодое государство начало вводить новые законы, преобразования коснулись и сферы искусства. В 1924 году в Анкаре была основана «Школа учителей музыки», двумя годами позже открылась Стамбульская городская консерватория.

Выступая с речью в Большом Национальном Собрании парламента в 1934 году, Мустафа Кемаль подчеркнул: «Чтобы народ умел понимать и ценить музыку, нужно пробудить глубокие чувства, а для этого нужно знать общие правила искусства». В столице открылись Государственная Консерватория (1936), музыкальное отделение в Гази университете (1937) и Школа военного оркестра (1938). По приглашению Ататюрка в Анкару приехал немецкий актер и режиссер Карл Эберт, который много сделал для становления оперы и балета, обучения артистов и организации постановок. Первый выпуск студентов столичной консерватории состоялся в 1940 году, а первая школа балета была создана в 1948 году в Стамбуле.

Консерватория. Оркестр

Консерватория. Оркестр

Сегодня, кроме Стамбула и Анкары, Государственные театры Оперы и Балета есть в четырех крупных городах Турции – Мерсине, Измире, Самсуне и Анталии. Они объединены общей электронно-информационной системой продажи он-лайн билетов и сайтом, на котором представлены сезонные репертуары всех шести театров, архивы и анонсы программ.

На выборах в парламент 1 ноября 2015 года правящая партия удержала власть. Время покажет, что станет с государственными театрами и получит ли развитие «театральная» тема. А пока афиши зимнего сезона объявляют о «Каппелии» и «Отелло», «Щелкунчике» и «Кармен».

Часть 2. Анталия – звучание классики

Анталия для россиян – это море, солнце, хамам и тающая во рту медовая пахлава. Бархат турецкой ночи, танец живота под звуки барабанов, древние камни Аспендоса. Мало кто, отдыхая на пляжах Белека и Лары, знает о том, что в центре Анталии есть театр оперы и балета – один из шести государственных театров республики.

Театр Оперы и Балета в Анталии открыл двери любителям искусства в 1999 году. Он расположен в центральной части города, в здании культурного центра Хашим Ишчан. В театре есть вместительный зал с отличной акустикой, множество подсобных помещений, танцклассы. Планировка здания такова, что можно проводить совместные репетиции оркестра, балетной и оперной труппы, обучать танцам и пению учеников детской студии. За время работы театра на сцене ставили знаменитые постановки как европейских, так и российских авторов. Это «Русалка» и «Лебединое озеро», «Женитьба Фигаро» и «Сон в летнюю ночь», «Щелкунчик» и «Баядерка». Из турецких произведений – опера «Али Баба и 40 разбойников», балет «Мурад Пятый». Театр дает концерты к праздникам и детские спектакли, ставит оперетты и современные танцы. В труппе работают актеры, выступавшие на мировых сценах, его коллектив принимает участие в фестивалях театрального искусства, регулярно выезжает на гастроли.

Колдунья

Колдунья

В театре очень дружественная, душевная атмосфера. Перед началом спектакля заметно, что среди зрителей есть те, кто знаком с артистами и друг с другом. Кто-то переговаривается с музыкантами из оркестра, много учащихся из балетного кружка – они с увлечением выполняют па в проходах и перед сценой. В числе гостей есть иностранцы, слышна русская, английская и немецкая речь.

Анталия – не столица, и многие постановки отличаются от классических вариантов, которые показывают на мировых сценах. Турецкие авторы вносят изменения в либретто и танцевальные движения, балеты и оперы представлены в обработке, но это не делает их менее притягательными для зрителя. Например, в «Спящей красавице» несколько изменена хореография, зато образ колдуньи потрясает. Партию колдуньи танцует солистка Дерия Токгёз, в ее исполнении злая фея вызывает трепет и восхищение – отточенные движения танцовщицы наполнены магией. В сезон 2015 года в труппе появилась балерина из России Ярослава Волкова. Она блестяще сыграла партии в «Спящей красавице» и «Щелкунчике», заслужила восторженные отзывы публики и критиков.

Щелкунчик

Щелкунчик

Костюмы артистов дополнены турецкими национальными мотивами, на танцовщицах можно увидеть как классические балетные пачки, так и длинные юбки, разноцветные туники. Это придает спектаклям необычный, восточный колорит. Богатые декорации созданы с применением современных технологий. В оркестре, кроме классических, есть национальные музыкальные инструменты. В Турции не принято дарить артистам букеты, поэтому зрители выражают восхищение криками «Браво!» и аплодисментами.

Классика возвышает человека, пробуждает в нем глубокие чувства. Если из мира исчезнет музыка и пение, способность людей сопереживать и радоваться лишится одного из основных источников, и человеческая душа обеднеет. Танец воспринимается на уровне энергетики, его понимают все, независимо от языка. Возвышая зрителей над обыденностью мира за стенами театра, по анталийской сцене летает в воздушных одеяниях Сильфида, кружится в магическом вихре колдунья из «Спящей красавицы», заламывает руки потерявший Эсмеральду горбун.

Когда в прессу проникли сведения о том, что правительство планирует лишить театры государственной поддержки, у стен культурного центра Хашим Ишчан жителями Анталии было собрано множество подписей в защиту театрального искусства – одного из важнейших наследий Кемаля Ататюрка. Собранные по всей стране подписи активисты – представители свободной прессы, интеллигенция, театральные деятели, – направили в меджлис, и разговоры о снятии театральных дотаций прекратились.

На время или навсегда – зависит не только от уровня балетных и оперных постановок, но и от того, насколько классическое искусство будет интересно обычным людям. В этом сезоне Анталийский Государственный Театр Оперы и Балета приглашает зрителей на балеты «Спящая красавица», «Отелло» и «Щелкунчик», оперетту «Веселая вдова», оперы «Али Баба и 40», «Кармен» и «Риголетто». Заранее проданные билеты и аншлаги на спектаклях – лучшее доказательство интереса жителей Анталии к классике.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply