«Настоящее» – это то, что происходит здесь и сейчас, и в то же время это что-то искреннее и неподдельное, то, что мы имеем по факту. Современная культура претендует на то, чтобы называться в полной мере настоящей, но так ли это на самом деле?

В последние годы культура в России накренилась в сторону освещения жизни «без прикрас». Театры уходят в антрепризу с экстравагантными постановками и прочтением классиков на современный лад. Под эгидой «настоящести» происходящего современные поэты, вроде Соньки Зуевой и Солы Моновы, говорят со сцены о том, о чём «невозможно больше молчать», не стесняясь в выражениях, как и загнанные жизнью и ею же «залюбленные» герои фильмов Андрея Звягинцева, Юрия Быкова и Валерии Гай Германики. Телевизор без успокоительного под рукой включать противопоказано для здоровья, ибо вокруг сплошные Андреи Малаховы и Александры Гордоны, вещающие на примерах человеческих судеб о том, как в России страшно и плохо жить. И подаётся это под соусом того, что пора снимать розовые очки и прекращать верить в чудеса и сказки. В жизни, якобы, ничего не даётся просто так, и за всё нужно получить по шапке, либо потом придётся расплатиться чем-то более значимым. Причём верой в светлое будущее и не пахнет. Это скорее многоточие «от автора», которое даёт зрителю время подумать и спрогнозировать, что же нас ждёт.

Еще поколение или два назад культура была более позитивна. Сегодня же стоит включить ТВ, как сразу становится страшно жить. Агрессивный маркетинг диктует бежать в аптеку за антистрессовыми медикаментами, социальная реклама говорит о том, что вокруг царит бесчеловечность, и будет непременно хуже, если продолжать в том же духе.

В связи с этим вопрос: кто этот автор, говорящий нам ежедневно с экранов, подмостков и мониторов, что весь мир и мы вместе с ним катимся в непроглядную пропасть, выход из которой возможен только вперёд ногами? Иной раз проснёшься в хорошем настроении, и, как в том анекдоте, и хочется жить и трудиться, но к вечеру это проходит, потому что всякий повод для радости и счастья на корню убивают культурные и новостные средства массовой информации. По такому сценарию больше ничего и не остаётся делать, как точить зуб на соседа, ругать правительство, ссориться с коллегами и выяснять изо дня в день отношения с близкими людьми, то есть ходить по кругу, подпитывая идеями телепередачи и театральные постановки. Доказано: депрессивно настроенной толпой в отчаянии легко управлять.

У арт-хаусной ветки искусства есть и будут поклонники. Но арт-хаус был хорош задолго до того, как стал мейнстримом. Интересно лишь то, кто приложил руку к тому, чтобы он стал популярным…

Поколение молодых людей, воспитанных на псевдоценностях, умело замаскированных под индивидуализм нарочито собственного мнения, на деле выросло в эгоистов, искренне непонимающих, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, и что кто-то, кроме них, вообще достоин уважения. Однако, именно они — целевая аудитория нынешней культуры «настоящего», культуры «без прикрас», культуры снятых на камеру айфонов фильмов, где процветает бытовое пьянство и насилие, потому как для них важно отстаивать право на то, чтобы быть «собой». Под такой «самобытностью» имеются в виду выставленные напоказ фотографии в неприглядном виде, обнародование и демонстративное вытаскивание на публику чьих-то личных, интимных фактов биографии, подчёркнутая ценность всего материального взамен духовному, высказывание всегда особенного мнения, выдаваемого за своё, в самых неприкрытых формах. Вся эта кажимость естественности ничего общего не имеет с истинной ценностью искренности.

Творцы современной культуры – это души, кричащие о том, о чём невозможно стало молчать, или бизнесмены и боги маркетинга? Что же такое культура «без прикрас»? Это страх и паника перед происходящим вокруг или лапша, которая удачно ложится на уши тех, кто видит мир враждебным, тех, кто не постоит за свою родину, как 70 лет назад наши деды и прадеды стояли насмерть, тех, кто хочет при любом удобном случае «свалить» из «этой» страны, потому что защищать в ней «некого и нечего»? Кому это выгодно? Тем, кто хочет этой депрессивно настроенной толпой управлять?

Впрочем, хочется верить, что человечество отпочковалось от животного сознания и противопоставило себя ему не за тем, чтобы гибнуть в своём горе от ума, а потому что у человека есть душа, разум и интеллект, способные творить нужное и прекрасное, будь то наука, культура, искусство или спорт.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply