Казахстан – это страна с многовековой историей и богатым культурным наследием. Национальное казахское искусство своими корнями уходит  вглубь веков, в те времена, когда казахи еще жили в степи  и играли на домбре в своих юртах. Однако, со временем и оно претерпело существенные изменения.

О современном искусстве Казахстана и его представителях наш корреспондент Маринэ Рухая поговорила с Аэлитой Жумаевой.

Аэлита Жумаева – член международной ассоциации Союза дизайнеров (г.Москва), экс-руководитель одноименной московской дизайн-студии, создатель и сетевой издатель сайта «Арба». Работала для мировых и российских брендов Nestle, Галлахер Лиггет-Дукат, кондитерское объединение СладКо. Активный стартапер — в качестве арт-директора принимала участие в создании московского модного журнала ‘Menu Magazine’ Азамата и Наташи Цебоевых, бортового журнала “Тенгри” для государственной компании Air Astana, галереи арт-подарков “Шалтай-Болтай” Юлии Гельман и Валерии Роднянской.

— Аэлита, ваш проект arba.ru, несмотря на некоммерческую основу, имел огромный успех в родной стране. Скажите, пожалуйста, в связи с чем Вы прекратили принимать в нем участие?

— Это произошло постепенно, после рождения младшего сына. Сначала я закрыла студию, а потом пришло время оставить и «Арбу» в покое. Наступил момент, когда стало сложно конкурировать с нарастающим количеством социальных сетей. Я считаю, что «Арба» в чем-то предвосхитила их появление. В 1999 году это был просто сайт о современном искусстве Казахстана, который я вручную обновляла каждую неделю. После ребрендинга 2001 года у каждого автора появилась возможность самостоятельно выкладывать свои работы, писать заметки “на полях”, делиться мыслями в своих блогах. Это был действительно хороший проект своего времени, за что мы и были награждены премией award.kz по двум номинациям: культура и СМИ.

— Современное искусство Казахстана зародилось в 80-х годах прошлого столетия, однако лишь в третьем тысячелетии наблюдается переход на совершенно новую фазу. Какие тенденции Вы бы могли обозначить?

— Я бы сказала, что в конце 80-х с появлением большой выставки “Перекресток” случилось официальное обозначение современного казахского искусства. Но, анализируя масштаб происходящего на выставке, несложно было рассмотреть многолетний труд десятков творческих групп и отдельных художников.

Сергей Иванович Калмыков, ученик К. С. Петрова-Водкина, в далекие 50-е проложил дорогу тому искусству, которое в 80-е называли андерграундным. Его апологет —  Сережа Маслов — с придыханием называл Сергея Ивановича “Предтеча”. А искусство в самом прямом смысле было андерграундовым, потому что Ирине Петровне Юферовой, например, пришлось обойти все чердаки, подвалы и гаражи страны. Но, это было только начало и никто не знал, что с этим делать дальше. Не было понимания, а соответственно не было ни институций, ни методов продвижения. В 90-х московский галерист Марат Гельман приехал в Алматы для знакомства с местными художниками. Так Канат Ибрагимов оказался в Москве с проектом “Птица Кораз”, а затем и на Арт-Москве. После скандально известной акции с бараном, проведенной в Москве в 1997 году, Канат Ибрагимов стал одним из апостолов русского радикализма.

Сегодня казахстанское искусство уже востребовано на международном уровне.

— Что, по Вашему мнению, отличает казахских деятелей искусства от остальных?

— Достаточно сложно ответить, ведь я не живу в Казахстане уже 20 лет. Если мы говорим о современном искусстве, то, на мой взгляд, казахстанские художники довольно быстро включились в ситуацию и, не теряя региональной идентичности, создают работы, достойные мирового уровня. Эта удивительная легкость, с которой художники двигаются вперед и вверх — она восхищает!

Всего лишь чуть более ста лет назад в казахстанской степи появилось станковое искусство. Для сравнения в это же время в России уже был “русский авангард” и Дягилевские сезоны сотрясали Париж. По мне так они все — художники contemporary art — просто герои!

— Кого из деятелей современного Казахстанского искусства Вы бы могли выделить?

— Сейчас появляется очень много молодых и талантливых людей. Но мне особенно приятно знать, что люди, с которыми я еще училась в институте, сегодня представляют наше искусство в крупных культурных проектах мира. Буквально, пару недель назад я была на открытии персональной выставки в Москве Саида Атабекова. В октябре встречалась с Алмагуль Менлибаевой,   которая участвовала в Московской биеннале. Ербосын Мельдибеков был приглашен на проект Cosmoscow.

Елена Шаталова — лауреат премии Принца Клауса. И есть еще много других событий и имен, за которыми я не успеваю следить.

В последние два года очень радуют проекты Меруерт Калиевой из “Aspan gallery” — персональные выставки Елены и Виктора Воробьевых “Художник спит” и Ербосына Мельдибекова «Eternal Return». Наконец-то андерграундное искусство представлено в стенах Кастеевского музея!

Не могу не гордиться и тем, что выставка “Лицо невесты”, которую я лоббировала, получила премию Курехина. Я занималась продвижением казахстанского искусства на Московскую биеннале в 2009 году и подготовила проект с основными художниками, вплоть до бюджета. К сожалению, из-за проблем с казахстанским инвестором, на биеннале мы не прошли. А когда возникла возможность открыть выставку в Пермском музее современного искусства, я  передала все свои наработки Наиле Аллахвердиевой и она расширила проект до большой ретроспективы.

— Поделитесь своим мнением о деятелях культуры Казахстана

Деятели культуры такие разные — есть Роза Рымбаева и есть Сауле Сулейменова или Георгий Трякин — Бухаров, или Саид Атабеков, или Батырхан Шукенов и много, много других, я всех не знаю. Они все такие разные… Это, наверное, и есть богатство казахстанской культуры в целом.

— Что Вы думаете о результатах 56 Венецианской биеннале, на которой Асхат Ахмедияров реализовал свой арт–перфоманс “ Цвета иррационального” и вместе с Адой Ю был  приглашен на RX для сотрудничества на заводе в Иврю-Сюр-Сен, где когда-то работала Мария Кюри?

Я очень рада, что сейчас молодые казахстанские художники участвуют в таких крупных международных проектах, где могут говорить на “своем” языке и о своем и после чего их приглашают выставляться дальше. Вы даже не представляете себе, как это было на Арт-Москве в 1997, когда из-за барана на Каната Ибрагимова и Ербосына Мельдибекова московские художники написали петицию с требованием выдворить их из ЦДХ вместе с «вонючим бараном». И только Влад Монро подошел и принес извинения за всех. Московский бомонд оказался не готов к “международному диалогу искусств”.

Мне очень понравилось интервью Алмагуль Менлибаевой, где она объясняет, что подобные поступки художников можно объяснить только тяжестью былых побед и невозможностью смириться с настоящим. Ведь это мешает двигаться дальше.

-Сопоставляя казахстанское и западное искусство по тенденциям, вложениям, отдаче, что бы Вы могли сказать о недочетах в нашей стране?

— История искусств и мировая практика показывает, что во все времена художники, музыканты, артисты в основном жили за счет меценатства и других частных инициатив. Сегодня наиболее крупные институции, основанные на меценатстве сто и более лет назад, уже приобрели мировой уровень или перешли в государственный статус. Наряду с ними постоянно открывались частные галереи, театры, литературные салоны, аукционы. Но в странах бывшего СССР исторически сложилась иная ситуация и поэтому творческая интеллигенция на какое-то время оказалась в полной растерянности. Конечно же, такое положение дел требует более внимательного отношения со стороны государства.

Сергей Иванович Калмыков – советский казахстанский художник, декоратор, иллюстратор

Кузьма Петров-Водкин — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог,

Ирина Петровна Юферова  — искусствовед, владелец и руководитель художественной академии “Вояджер” г.Алмата, свободный художник

Сергей Маслов – основоположник современного искусства в Казахстане, лидер художественной группы “Ночной трамвай”

Марат Гельман – галерист, публицист, арт-менеджер

Канат Ибрагимов – гражданский активист, художник

Саид Атабеков – художник, лауреат голландской премии Клауса

Алмагуль Менлибаева – художница, участница значимых арт — событий в мире

Ербосын Мельдибеков – центральноазиатский художник

Елена Шаталова – сценарист, продюсер, актриса, художественный руководитель  School of theory and activism «Штаб» в Бишкеке,  лауреат Премии Принца Клауса — 2015

Меруерт Калиева – сооснователь проекта “Aspan Gallery”

Елена и Виктор Воробьевы —   работают в самых различных техниках и технологиях – живопись, графика, скульптура, объекты, фото, видео, инсталляции

Наиля Алалхвердиева – арт-менеджер, куратор, художник, лауреат премии Сергея Курехина

Роза Рымбаева – казахстанская эстрадная певица, педагог, профессор

Сауле Сулейменова – казахстанский художник

Георгий Трякин-Бухаров – художник, создатель скульптур из мусора

Батырхан Шукенов – российский и казахстанский  эстрадный певец, саксофонист, музыкант

Влад Монро – художник, лауреат премии Канадинского – 2007 в номинации медиа проект года

Асхат Ахмедияров – представитель современного казахстанского искусства. Работает в жанрах видеоарт, перфоманс

Ада Ю  – представительница современного казахстанского искусства, художник

(прим.ред)

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply