Услышав слово «балет» мы сразу вспоминаем пуанты, танцовщиц в накрахмаленных пачках, сцену с монументальными декорациями. А первый балетный спектакль, который приходит на ум — это «Лебединое озеро» Чайковского. Если у вас в голове сложилась именно такая картинка, то вы отстали от жизни.

Балет ХХI века прямо противоположен классическому, создаваемому целые столетия до нас. В современном балете произошли глобальные метаморфозы, начиная от самого танца, заканчивая обликом сцены. В танце балерин появились неожиданные элементы, завернутые позиции сменили выворотные, на смену балетным туфлям пришли обнаженные стопы. Напыщенные пачки уступили место легким шифоновым хитонам, мало отличающимся от тренировочной формы.

Что же сломило многовековые традиции русского балета? Ветер перемен повеял из стран Запада. Балетмейстерам стало тесно в рамках классического танца, сотканного из правил и канонов. Начали появляться видоизмененные движения, неожиданные поддержки, кажущиеся неправильными. Главная мысль современного балета — новые балетные позиции, свобода выражения чувств и идей, великолепная пластика, уход о консервативности. Нас же мучает один вопрос, не окажется ли уход от образцовости проявлением бездарности?

IMG_1818

В Россию балетный модерн просочился после развала СССР. На Западе же  все произошло гораздо раньше. Россия начала стремительно догонять иностранных коллег, менять старые балеты и ставить новые. Современный балет порой наводил ужас на простого зрителя, для которого привычней оставалась, что называется «мировая классика» : «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и т.д.

boris-eifman

 Бывает, что без дополнительного объяснения зрителю просто непонятно, о чем постановщики хотели рассказать в этом произведении. При этом подразумевалось, что на самом деле, оказывается, там заложена глубокая философская мысль. Но неужели работа над национальной школой классического танца до появления модерна велась напрасно? Но это вовсе не так, достаточно взглянуть на афиши русских театров в России и по всему миру. В репертуаре и по сей день полюбившиеся всем балеты — «Жизель», «Дон Кихот» и то самое «Лебединое озеро». Но есть и современные постановки, а как иначе? Общество развивается, время идет вперед. И русский балет не стоит на месте. Театры классического танца никуда не денутся от признанной мировой классики. А что касается современного балета, то можно сделать вывод, что у подлинно талантливых мастеров и в модерне все предельно понятно для любого зрителя, будь то хореограф или юрист, пришедший после работы, пожелавший приобщиться к культуре.

Борис Эйфман, главный балетмейстер единственного в России балета современного танца «Up and Down», обитающего в северной столице нашей огромной родины – как раз такой мастер. Постановки этого хореографа много лет будоражат общество. А самое ценное в его творчестве – пожалуй то, что, обращаясь к современности, он  в первую очередь берет за основу исконно русские темы, изредка обращаясь к зарубежным. Среди его работ: «Русская симфония», «Анна Каренина», «Жар птица», «Только любовь», «Идиот» и др. Все эти балетные спектакли поставлены на музыку русских композиторов: Щедрина, Стравинского, Каллинникова, Чайковского. В любом случае, Эйфман использует только качественный материал, несмотря на то к какой теме обращается. Из новых работ зрителей поразила интерпретация классического балета «Жизель», который у Эйфмана называется «Красная Жизель».

IMG_1817

Его современная хореография интересна многообразием: здесь и трагедия и буффонада, и библейская притча и психологическая драма, и рок — балет и детская сказка. Философия — лейтмотив его творчества. Эйфман создал свой стиль. Артисты его театра блистательно владеют классическим танцем и даром перевоплощения.

Под его руководством современная хореография не разрушает традиции национального балета. И нам не стоит переживать за его судьбу, пока существуют такие мастера, как Борис Эйфман.

Поделитесь с друьями:

2 комментария

  1. Очень интересно! Проверьте, пожалуйста, еще раз кавычки и запятые, особенно, начиная со второй половины текста.

    • Студенты УНИК
      Студенты УНИК on

      Спасибо за наблюдательность! Текст подправили

Leave A Reply