В декабре 2015 года в рамках Единого дня приема граждан премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что закрытие Египта и Турции для российских туристов открывает возможности для развития внутреннего туризма.

Это заявление было сделано в связи с беспокойством граждан относительно ситуации на туристическом рынке, охваченном кризисом. Новостные сводки за 2014-2015 годы пестрят сообщениями, из которых ясно, что туризм день за днем переживает потрясения.

Кризис в отрасли начался с общемировыми кризисными тенденциями пару лет назад. В 2015 году печальная участь постигла авиакомпанию «Трансаэро», которая покинула рынок в октябре. Курс валюты к концу года достиг очередного максимума. Россиянам закрыли для въезда Турцию, Египет, а случившийся в ноябре 2015 года в Париже террористический акт посеял панику среди наших сограждан, выбравших для отдыха европейские направления.

Правительство продолжает «зачистку» турфирм с турецкими корнями, туристы продолжают отказываться отдыхать за границей.

В декабре 2015 года в Вконтакте провели опрос среди 282 человек, чтобы выяснить, как кризис повлиял на выбор вида отдыха. 100 человек застыли в ожидании того, что же станет с туризмом и курсом валют завтра, 73 человека решили, что Турцией отдых на море не заканчивается и альтернативу найти можно. 48 человек ответили, что заменят зарубежный отдых российским, остальные затруднились ответить.
Между тем, негативные последствия кризиса – не повод откладывать отпуск. Для тех, кто настроен продолжать ездить за границу, стоит обратить внимание на авиакомпанию «Победа», которая расширяет географию полетов и предоставляет бюджетные места на рейсы в Европу. В планах у компании освоить и восточно-азиатское направление.

Положительные изменения коснулись регионов: визовые центры открылись в ряде городов, что снизило стоимость визы и упростило процесс подачи документов. Руководство Болгарии в попытках заменить Турцию, готовит проект, предусматривающий максимальное упрощение визовых формальностей и снижение визового сбора.

Кроме того, неоднозначная ситуация в отрасли привела к тому, что правительство обратило внимание на внутренний туризм.

По словам представителя онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com главной тенденцией 2015 года стала переориентация россиян на путешествие по родным просторам.

В DaTravel.com сообщили, что на российские направления авиабилеты в 2015 году подешевели и средний чек снизился по сравнению с 2014 годом на 35%. Причина – введение социальных тарифов по внутренним направлениям и расширение маршрутной программы авиакомпании «Победа». Российский лоукост в декабре 2015 года предлагал перелеты от 99 рублей в одну сторону.

Как отметил Александр Синцев, генеральный директор онлайн трэвел-агентства Biletix, опасения компании по поводу резкого роста авиаперевозок после банкротства «Трансаэро» не оправдались, и скачок цен составил менее 5%, что ниже официального уровня инфляции за 2015 год.

По словам заместителя руководителя Ростуризма Николая Королёва российские туроператоры запустили чартерные программы доставки туристов в Крым и Краснодарский край. Средняя загрузка отелей на Черном море выросла на 0,2% по сравнению с 2014 годом. Понятно, что туристы решили повременить с отдыхом, пока ситуация не стабилизируется.

Представитель российского клуба финансовых директоров объяснил, что инфраструктура туризма не соответствует привычному уровню для россиян, «вкусивших» отдых за рубежом. Это сказывается на скептическом отношении туристов к российским курортам.

Если поток туристов в Краснодарский край пока неизменный, то Алтайский край, по словам Николая Королёва, показал рост въездного потока туристов на 19% по сравнению с 2014 годом.

Для привлечения внимания к России Ростуризм в декабре 2015 года открыл интернет-портал по внутреннему туризму. Федеральным агентством по туризму совместно с 15 субъектами РФ запущена широкомасштабная рекламно-информационная кампания «Время отдыхать в России», призванная увеличить поток иностранцев.

Планомерные действия правительства привели к нужному результату. Однако рост числа иностранных туристов связан не столько с действиями Ростуризма, сколько с падением национальной валюты, которая за один год удешевила для иностранцев поездки в Россию в два раза.

То, что делает власть для поддержания популярности российских просторов, направлено не сколько на развитие внутреннего туризма, сколько на увеличение въездного потока из-зарубежа. “Среди иностранцев наблюдался повышенный интерес к российскому стенду на международной выставке «World Travel Market», – сообщил замглавы Ростуризма Сергей Корнеев.

По данным социальной инвестиционной сети eToro и со слов ее генерального директора Павла Саласа «въездной туристический поток в Россию, несмотря на крайне напряженные отношения с европейскими странами, увеличился». В 2015 году только за январь по октябрь к нам приехало на четверть туристов больше, чем было годом ранее.

Александр Митяев – директор компаний Moscow Pass и Piter Pass, выпускающих туристические карты, помогающие туристам самостоятельно разработать культурную программу и маршруты по двум российским столицам. Александр приводит статистические данные, говоря, что только за 2015 год значительно увеличился поток гостей из Китая и Европы. Связывает он это с резким снижением курса рубля, которое сделало российские столицы доступнее в два раза. Приводя аналогичные статистические данные, исполнительный директор Туристической ассоциации “Мир без границ” Светлана Пятихатка связывает рост потока все-таки еще и с тем, что Россию стали активно продвигать за границей.

История, музеи, театры, уникальная культура, подобной которой нет на Западе – вот что привлекает европейцев. У прибалтов еще остались русские связи, и они с удовольствием приезжают к друзьям, совмещая ностальгическую часть с познавательной. Те, кто уже Россию посещал, отмечают бюджетность наших железных дорог и в целом поездок по России. Из явных недостатков выделяют сложные визовые формальности. Конечно же, в первую очередь, иностранцы вспоминают о раскрученных регионах, в основном о Москве и Санкт-Петербурге. При этом зная, что страна богата своей историей и культурой, готовы следовать за местными жителями и изучать быт малых городов.

Исполнительный директор турагенства “Самараинтур” г. Самара Вера Бастракова отметила, что “нынешняя ситуация стимулирует туристическую отрасль создавать и продвигать новые продукты внутреннего туризма”. Данную стратегию турфирма с успехом реализовала в 2015 году.

При этом такого мнения придерживаются только туроператоры, которые сами создают турпакет, рядовые же турагенства, перепродающие чужие туры, говорят об обратном.

Менеджер старейшей тверской турфирмы “Спутник”, работающей на местном рынке чуть меньше полувека, Роман Фархутдинов, отметил, что спрос на зарубежные направления упал на 70% и альтернатив тем же ценам и качеству, как в докризисные времена года на зарубежные поездки пока нет.

Несмотря на такое плачевное положение дел среди рядовых туристических компаний, крупные игроки делают все возможное, чтобы снизить негативные последствия кризиса: создают новые маршруты, выкупают блоки мест в отелях, продумывают, как снизить стоимость путевок.

Мария Чупина, руководитель отдела продаж туров “Туту.ру” отметила, что туроператоры, которые вынужденно занялись разработкой турпакетов по России, контролируют и качество услуг, подтягивая его до международного уровня. “Туристы, купившие путевки онлайн на Туту.ру, в восторге и говорят, что иногда забывают, что они в России”.

Россияне, подзабывшие за времена all inclusive о том, каково это – путешествовать по России, в поисках альтернативы чаще обращают внимание на родные просторы.

Процесс создания нового очень долгий и сложный. По словам руководителя Ростуризма Олега Сафонова въездной и внутренний туризм в нашей стране имеет «все шансы превратиться в высокодоходную отрасль народного хозяйства». Поставленная регионам задача продумать новые брендовые маршруты, которые могли бы составить конкуренцию западным аналогам, уже начала выполняться, что в скором времени приведет к росту популярности России и среди местного населения.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply