У каждого из нас дома есть хотя бы один фотоальбом. Застывшая память. Листая его страницы, мы вспоминаем яркие моменты своей жизни. Вот я маленький. А вот я первый раз у мамы на руках. Какая она молодая! А вот и папа, который обычно по другую сторону объектива. Он что-то показывает мне. Я смеюсь. А на этой фотографии мы около нашего дома, на его месте в 2007 году появились роскошные таун-хаусы.

_

Возможность хранить застывшие страницы истории, как иногда называют фотографии, подарил нам в 20-х годах XIX века французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс. К тому же, нередко фотографии становятся частью документального кино.

Джон Григсон еще в 1920-х годах называл документальное кино «творческой разработкой действительности». Оно рассказывает нам об огромном количестве событий, происходящих в мире, показывает разные стороны жизни, раскрывает множество тайн, повествует о героях войны и простых людях. Одним из таких фильмов о простых людях стал проект «100 лет в фотографиях» Тамар Тала. Это документальный фильм о пожилой женщине из Израиля, всю свою жизнь посвятившей фотографии.

Фотоателье «PRIOR» появилось на улице Алленби в Тель-Авиве в 1940 году. Молодая Мириам и ее муж Руди открыли собственное фотодело, потому что своих фотоаппаратов еще ни у кого не было. Камера для съемки в студии большая, массивная и хладнокровно щелкает людей, подвластная руке мастера. Одна, вторая, сотая, тысячная… Всего около миллиона фотографий, запечатлевших историю Израиля с 1936 года по 1992 год. Пустыня, ландшафты, строящийся молодой Тель-Авив, древний Иерусалим, портреты отцов-основателей страны и простых колхозников-кибуцников, приехавших из Европы поднимать молодое государство.

Перед нами кадры кинохроники. Молодые Вайссенштайны работают в ателье. Они одновременно сосредоточенны и улыбчивы, делая свою работу, успевают коснуться друг друга как бы невзначай. Руди — высокий, в очках. Мириам грациозная, спортивная леди. В витрине салона висят ее фотопортреты, сделанные любящим мужем.

Руди Вайссенштайн был единственным фотографом, присутствовавшим 14 мая 1948 года в музее на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве, где была подписана Декларация независимости Израиля. С того события сохранилось 26 негативов. Но среди них нет того, на котором после подписания декларации все поют гимн. Уже своим внукам Руди Вайссенштан рассказывал, почему так получилось. Просто он тоже пел вместе со всеми в тот торжественный момент, и поэтому по ту сторону объектива никого не было. К счастью, 26 негативов не пропали во время ограбления квартиры Мириам.

Главная героиня фильма – долгожительница, на момент съемок ей 96 лет, а она с юмором относится к своим проблемам. Называет себя «старой развалиной», но планирует дожить до ста и встретить юбилей в своем салоне. Внук Бен искренне любит свою бабушку и стал ей опорой в семейном бизнесе. Во Франкфурт на открытие выставки, посвященной 100-летию мужа, Мириам летит после уговоров внука. Там она произносит приветственную речь на немецком языке. Как всегда, с ноткой юмора: «Поездка из Тель-Авива во Франкфурт занимает столько же времени, что и поездка из Франкфурта в Тель-Авив. Приглашаю всех в гости». Мириам с внуком много гуляют по городу, не забывая делать фотографии.

В фильме рассказано не только о любви к своему делу, но и показана история страны через фотографии и кинохроники, и история обыкновенной еврейской семьи, в которой были не только счастливые моменты. Бабушка и внук, листая семейный альбом, вспоминают дочь и мать Михалу. На фотографиях и кадрах – молодая, красивая, всегда улыбающаяся Михала Петер. Одна и с малышом Беном. Поддерживает своего сына, чтобы он не упал, делая первые шаги. Она много улыбается, смеется, и нам сразу становится понятно, что Михала жизнелюбива. Михала много помогала отцу и матери в семейном фотобизнесе.

Но несколько лет назад в семье Вайссенштайн произошла трагедия: отец Бена убил его мать в приступе ревности, и тут же покончил с собой. И только фотографии и кинохроника позволяют вспомнить, каким большим было маленькое семейное счастье, когда семья была в полном составе.

Документальный фильм «100 лет в фотографиях» с легкостью справляется с основной задачей подобного кино – «рассказать нам о мире, в котором мы живем» (Хью Бедли). Тамару Талу удалось показать историю жизни простых евреев.

Простота – главное чувство, возникающее с первыми кадрами и сопровождающее меня до финальных титров. Фильм построен так, словно камера просто следит за героями чуть со стороны. При этом простота эта только кажущаяся. Ведь это большое искусство, когда обыкновенные люди спокойно рассказывают на камеру свою жизнь, свои проблемы, свои желании, показывают семейные фотографии.

Есть фильмы, предназначенные для семейного просмотра. И документальный фильм «100 лет в фотографиях», несмотря на непопулярность жанра можно с легкостью рекомендовать для просмотра всей семьей.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply