«Бикини» — роман Януша Леона Вишневского рассказывает не столько о любви, сколько о трагедии Второй мировой войны и утрате человечности перед слепой гордыней и жаждой власти.

В 2009 году на свет вышла книга Януша Леона Вишневского «Бикини». На первый взгляд может показаться, что за фривольным названием произведения стоит лёгкость и незамысловатость сюжета о курортном романчике на жарком песке острова Гавайи. Но «Бикини» совсем не об этом. И эротическим сценам, столь характерным для любовных романов, здесь отводится второстепенная роль. Это история об одиночестве и силе воли. Политика, просачивающаяся сквозь любовный роман. Это холод войны и противостояние смерти, убийствам и геноциду. Это проза о том, как, несмотря на пережитое, сохранить любовь к людям…

С первых страниц романа Януш Леон Вишневский пишет об окончании Второй Мировой войны, трагические события которой перемешиваются с воспоминаниями героини – Анны Марты Бляйбтрой о печальном начале мировой катастрофы.

Стилистика «Бикини» впечатляет. С первых же страниц читатель окунается не только в сюжет романа, но и в мысли и воспоминания главной героини. Это придаёт роману особенный шарм, а под конец книги воспринимается как метод раскрытия души героини.

Роман пронизан мыслью о том, что в любых, даже самых сложных ситуациях, будь то война, насилие, нацизм, фашизм – человек должен оставаться человеком и никогда не забывать о тех, кто рядом. Главная героиня пережила годы Второй Мировой войны, испытала на себе нацизм, но, тем не менее, в ее сердце не угасла любовь к людям и врожденная справедливость.

В годы войны Анна Марта в подвале своего дома укрывала еврейского мальчика Лукаса, нежные воспоминания о котором оставались с ней многие годы. Проживая в послевоенные годы в Нью-Йорке, она, чувствуя несправедливость к угнетаемым, заступилась за чернокожего мужчину. Невыразимым горем для нее оказалась высылка с острова Бикини и переезд на другой, «где живут только мёртвые и демоны» атолл, ни в чём не повинных местных жителей.

Под конец романа читатель начинает понимать причину довольно легкомысленного названия книги. И дело здесь, оказывается, вовсе не во Второй Мировой войне и отнюдь не в названии купальника…

За подлинной жизнью, теплом, искренностью и миролюбием стоит холод и эгоизм, — подводит итоги Вишневский и «ставит» своё произведение на полку не с обычными любовными романами, а с книгами о жизнестойкости героев и желании оставаться людьми с большой буквы.

Политические аналогии: «Бикини» — «Бабий Яр».

Роман польского писателя Януша Леона Вишневского «Бикини» можно сравнить с произведением советского автора Анатолия Васильевича Кузнецова «Бабий Яр».

В романе «Бабий Яр» Кузнецов рассказывает об оккупации немецкими войсками украинского города Киева в период Второй Мировой войны и освобождения его русскими от захватчиков. Происходило это в годы, когда американцы и англичане бомбили германский Дрезден из военных самолётов, пытаясь захватить город, — тот же период описан в романе Вишневского «Бикини».

Повествование ведется от имени автора, который будучи ещё ребёнком, оказался в оккупированном Киеве и перенёс все тяготы войны наравне со своими соотечественниками. Автор рассказывает, что киевляне, также как и немцы в романе Вишневского «Бикини» перенесли голод, унижения, страх, возможность лишиться всего в одночасье. И также, как немцы, они не теряли веру в светлое будущее, в котором мир очистится от ненависти и фашизма.

Автор делится с читателями своими впечатлениями и переживаниями по поводу войны, которые смешиваются с нелюбовью к советскому режиму 30-х годов в начале книги и с ненавистью к немецким захватчикам – в конце. Немцы в «Бикини» оправдывали русских, украинцы, да и русские в «Бабьем Яру» ищут оправдания немцам, понимая, что дело не столько в жестокости фашистов, сколько в ожесточении, которое принесла война.

Роман основан на реальных событиях, и автор приводит рассказы выживших очевидцев, так же, как и он, побывавших в оккупации. Все они страдали и боролись за выживание, а самым сильным потрясением для них оказался Бабий Яр – урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец, где в течение двух лет (1941-1943) проходили массовые расстрелы киевских евреев, ненавидимых немцами (тема антисемитизма есть и в «Бикини»), а вслед за ними — русских и украинцев.

Роман Анатолия Васильевича Кузнецова «Бабий Яр» столь же серьёзен и трагичен, как и роман Януша Леона Вишнёвского «Бикини». В обеих книгах есть жажда сопротивления национализму, преступлению против человечности и равнодушию. И поэтому умозрительным итогом обоих романов может послужить цитата из книги «Бабий Яр»: «Мы не смеем забывать этот крик. Это не история. Это сегодня. А что завтра?

Какие новые Яры, Майданеки, Хиросимы [Колымы и Потьмы] – в каких местах и каких новых технических формах – скрыты ещё в небытии, в ожидании своего часа? И кто из нас, живущих, уже, может быть, кандидат в них?

Будем ли мы когда-нибудь помнить, что самое дорогое на свете – жизнь человека и его свобода? Или ещё предстоит варварство?

На вопросах, пожалуй, я и оборву эту книгу. Желаю всем мира. [И свободы]».

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply