Хантер Томпсон (1937-2005гг. США) – «акула пера». Он перевернул классическую журналистику с ног на голову, боролся за свободу слова в своем понимании и всегда жаждал действия. Сам становился героем собственных произведений, не боялся политических интриг и проблем с законом. Светлана Попсуй проанализировала 10 основных журналистских техник скандального журналиста.

1. Оригинальность и небанальность

СМИ конкурируют между собой за право первыми опубликовать любую информацию, зачастую не заботясь о ее ценности. В итоге, темы публикаций становятся изъезженными вдоль и поперек. Они не цепляют читателя, не дают никаких поводов для размышления и засоряют информационное пространство.
Хантер Томпсон мог рассмотреть любое событие с разных ракурсов, умудряясь даже в неинтересных, казалось бы, событиях сделать акцент на том, о чем боялись сказать другие, или попросту не замечали.

Для журнала Scanlan’s Monthly Хантер Томпсон освещал Дерби – ежегодные конные скачки. Однако привычных обществу и скупых на краски текстов про лошадей Хантер писать не собирался. Его привлекала порочная сторона Дерби, поведение ничтожно-пьяной толпы, которая сама уподобляется животным, которую не интересовало ничего, кроме удовлетворения низменных потребностей: напиться, оголиться, петушиться друг перед другом. О таком Дерби читатель еще не слышал!

2. Участие в событиях

Чтобы получить яркие впечатления — нужно полностью погрузиться в происходящее вокруг. Хантер Томпсон в своих текстах делает все, чтобы читатель смог ощутить эффект присутствия: он ведет повествование от первого лица, делится личными впечатлениями с читателями и акцентирует их внимание на мельчайших подробностях. При этом Хантер использует собственное воображение — так, ему интересно представлять, о чем думают люди в этот момент, что чувствуют, что им видится.

«Каждый полубезумный дурень, у которого есть хоть какие-то мазы в пределах пятисот миль от Луисвилля, наверняка упьется в муку и сольет здесь кучу баксов и, в особенности, покажет, кто он есть на самом деле» – считает Хантер Томпсон. На Дерби Томпсон приехал с коллегой, художником Стэдманом, который собирался проиллюстрировать материал: сделать наброски участников, богатых посетителей, наездников и лошадей. Когда Стэдман поинтересовался, как ему опознать Кентуккийских военных, Хантер предложил «сходить в мужской туалет в клабхаусе и поискать там людей в белых льняных костюмах, блюющих в писсуары».

Материал произвел фурор. Так в журналистике зародился жанр «гонзо», примененный редактором Биллом Кардозо, который утверждал, что «словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона». Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», или «нелепости». Имя Хантера Томпсона вошло в историю.

3. Бесстрашие

«Ангелы Ада» – банда здоровенных бородатых мотоциклистов-отморозков, ведущих самый свободный образ жизни. Хантер был принят в эту неформальную группировку. Он видел жизнь в движении и стремился попробовать все, что она ему уготовала.

В погоне за очередной порцией адреналина, он садился на байк, и гнал, забывая о земном, набирая скорость до тех пор, пока в ушах не начинала, по его словам, звучать особая музыка. В эти моменты Хантер чувствовал, что находится на незримом краю: «…Это нельзя объяснить словами. Те, кто знает, где это — уже перешагнули черту. Другие, те, кто еще живы — подходят к краю настолько близко, насколько могут, а затем отступают, или замедляют движение. Но край все равно остается на своем месте».

Расположив к себе «Ангелов Ада», Хантер делает их фотографии. На его снимках проявляются истинные лица «ангелов», державших в страхе всю Америку. Хантер бесстрашно раскрывает читателю правду «ангельской» сущности, рассмотрев за брутальными образами трепетных мужчин. За этот взгляд Томпсон дорого поплатился: байкеры отомстили ему, избив его до полусмерти мотоциклетными цепями. Не нужно, конечно, лезть напролом в горящую бездну, хотя, если очень хочется – ничто не остановит. Месть байкеров не послужила помехой к написанию романа «Ангелы ада», опубликованного в 1966 году.

4. Свобода слова

Томпсон передает читателю весь диапазон пережитых ощущений от описываемых событий. И не страшится затрагивать те проблемы, о которых не принято говорить.

В одном из выпусков Rolling Stone 1973 года Томпсон заявляет: «…Абсолютная правда – это редкая и опасная штука в мире профессиональной журналистики». Зачастую, она оказывается невыгодной по причинам личных интересов кого-либо, а, стало быть, и ненужной. Борьба за такую правду означает отсутствие любых ограничений, а значит, является полной свободой. Власти выгодно, чтобы общество было малообразованным и было готово обменять свою свободу на иллюзию безопасности. Свобода для журналиста – его личная инициатива. Свободным будет лишь тот, кто хочет им быть. Поэтому, «свобода умирает, когда она не нужна» (из интервью с Джоном Глассом).

Томпсон – любитель рисковать, он неоднократно бросал вызов властям, открыто выражая свою ненависть к Ричарду Никсону и его приверженцам. Вышедшая в свет книга «Страх и отвращение. По следам президентской кампании 1972 года», практически полностью посвящена демократической партии и политическим козням Никсона. Книга составлена из газетных статей Хантера, которые ранее были опубликованы в Rolling Stone.

5. Плевать на общественное мнение

Пренебрегая общественным мнением, мы закаляемся, устанавливаем свои правила. Хантер Томпсон известен миру как бунтарь с неуемным воображением, живущий без тормозов. Он не раз был арестован за вождение автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за незаконное хранение оружия и за неподчинение органам власти. Но именно нарушая запреты, Томпсон получал необходимую ему порцию адреналина и жизненную энергию, которой пропитывал свои повествования.

Пик карьеры Хантера Томпсона пришелся на журнал Rolling Stone. Первой статьей для этого издания стала «Власть фриков в горах». В ней Хантер описывает, как он пытался получить должность окружного шерифа Питкин (штат Колорадо). И он не постеснялся выдвинуться на выборы, создав партию «Власть фриков» и даже сочинив ее предвыборную кампанию: за легализацию наркотиков, превращение улиц в пешеходные аллеи, запрет на постройку зданий, закрывающих вид на горы и даже за переименование города из Аспена на Fat City.
Томпсон проиграл эти выборы, хоть и с небольшим отрывом от конкурента. Своим поступком он хотел изменить систему к лучшему, сделать ее жизнеспособной, так как считал, что выборная система в Америке должна претерпеть реформы.

6. «Не обязательно побеждать, главное сохранить себя от полной потерянности»

Именно так написал Томпсон в сборнике статей «Большая охота на акул». Скорее всего, он не собирался стать шерифом в действительности, но хотел выразить свой протест против всей системы и не стеснялся это делать.

Хантер был противников расового неравенства и открыто выражал свое мнение по всем вопросам, объясняя это тем, что необходимо сохранить себя от моральной гибели и подчинения правилам стада. На тропе протеста нужно оставаться при своем мнении. Хантера Томпсона не переубедить.

7. Не врите, но и не открывайтесь полностью

Располагающий достоверной информацией – лучший её источник. Но не стоит задарма раздавать то, что вызывает особый интерес. Но ведь совершенно не обязательно делиться этой правдой со всем миром! Достаточно просто дать хороший намек, чтобы люди собственным умом поняли, что им хотят донести. Во время освещения президентской кампании на страницах Rolling Stone, Томпсон пустил слух о том, что Эдмурд Маски находится под влиянием наркотического препарата.

«Вполне вероятно — учитывая свойства ибогаина — что мозг Маски был едва ли не парализован галлюцинациями» – пишет Томпсон, понимая, что данное заявление можно счесть за абсурд. Сам Хантер употреблял наркотики, поэтому описывая действие ибогаина, скорее всего, опирался на личный опыт.

Маски на самом деле вел себя довольно странно: выражал ярость, агрессию, позволял себе слезливые срывы на выступлениях – Хантер сравнил такое поведение с “ибогаиновым трипом”, и общество верило Хантеру. Обвинение кандидата демократов в употреблении наркотиков привлекло повышенное внимание к репортажам Хантера, однако оказалось ложным.

Хантер делал все так, чтобы читатель мог сам определить, где грань между истиной и предположением. Способность натолкнуть читателя на мысль – одна из лучших техник, действующих на воображение, своего рода, интрига, порождающая дальнейший интерес!

8. Не подавайте себя слишком серьезно

Но «…если Вы собираетесь стать сумасшедшим, договоритесь, чтобы кто-то платил вам – в противном случае вас просто упрячут» – этот совет Хантер Томпсон дал Джею Макдоналду в одном из своих последних интервью. Такая маска своеобразной непосредственности придаст уверенности. Напустите дыму в процессе подготовки своих материалов – дайте волю эмоциям. Можно в корне изменить окраску текста, добавив в него словесных нецензурных «спецэффектов»:

«Пресса — банда жестоких ******. Журналистика – это не профессия или ремесло. Это дешевая забегаловка, прибежище всех посланных писак и неудачников — потайной вход в отхожее место жизни, гнусная, истекающая мочой маленькая дырка, которую просмотрел инспектор по строительству, но достаточно глубокая для пьяниц, отползающих с тротуара и мастурбирующих над ней, как шимпанзе в клетке зоопарка» – выругался Томпсон в своем романе «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».

Многие редакторы не одобряли такую резкость Томпсона. Кто-то пытался вносить коррективы в его «писанину», но Хантер был верен себе и не собирался вступать в ряд скупых на слова журналюг.

9. «Ходи гордо, надирай задницы, учи арабский, люби музыку и никогда не забывай, что ты появился из длинной очереди искателей правды, любовников и воинов»

Такое наставление Хантер Томпсон оставил своему внуку Уиллу. Если человек перестанет стремиться к самосовершенствованию — он начнет деградировать. Также, невозможно жить без веры в себя. Мы можем намного больше, чем делаем. Но не каждый из нас будет доволен ответом, если задаст самому себе вопрос: «Что я могу дать этому миру?»

Ничего не происходит просто так. Колебания не начнутся, если нет определенного воздействия какой-нибудь силы. Нужные события не станут происходить сами по себе, если не повлиять на их дальнейшие развития. Тот, кто ждет знака свыше, и сидит при этом сложа руки – никогда его не дождется. Все зависит от нас самих.

Пик гонзо пришелся на время, когда еще не было социальных сетей. В России же аудитория гонзо-чтива минимальна. Здесь гонзо часто путают с мусорной желтой прессой, что обосновано совершенно другой культурой чтения журналов.

Последователям Хантера следует понимать, что проникнуться гонзо-журналистикой можно лишь став её заложником. А быть в образе гонзо постоянно очень тяжелый труд. Хантер покончил с собой. Возможно, ему просто стало скучно себя развлекать и сложно себя реализовывать. Как представитель обратной стороны доски почета – он попробовал все, что нельзя и все, что очень хочется. Испробовав мир на прочность – он пришел к логическому завершению своего «Я». А гонзо продолжает жить там, где есть традиция, поэтому…

10. …Вперед на Родину ГОНЗО!

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply