Часть вторая

Полемика в СМИ

Полемика в турецких СМИ развернулась вокруг основных вопросов турецко-армянских разногласий. Турецкая сторона признает, что армяне пострадали в годы депортации, однако не соглашается назвать это геноцидом. Причины принятия решения о депортации официальными СМИ трактуются так:

– правительство хотело лишь отдалить армян от границы, выслав на время, для того чтобы в надвигающейся войне они не осложняли ход военных действий. Причем в указах о депортации перечисляются группы армянского населения, кого в ссылку отправлять не разрешалось ( учителя, военные и их семьи, армяне-протестанты и католики, банковские служащие, жители крупных городов на западе страны и пр),
– мятеж армян, их вооруженное сопротивление властям, невыполнение указа о сдаче оружия,
– создание армянами тайных политических организаций (в российских источниках есть сведения о 23 обществах), связи с Россией и опасение потерять в войне восточную Анатолию (Армянское Нагорье).

Наиболее известными оппонентами официального взгляда на проблему армян являются профессор Танер Акчам (преподаватель Университета Кларка в США), выступающий на диспутах, проводимых турецкими телеканалами, и молодой историк Мехмет Полатель (Коч Университет, Стамбул). По их мнению, депортация проводилась с целью уменьшения христианского населения в Анатолии и присвоения его собственности, именно для этого изгнали греков и уничтожили армян. Греция смогла принять покинувших Турцию греков, а местом проживания армян была определена сирийская пустыня.

О гонениях по религиозному признаку стороны высказываются по-разному. На сайте «Библиотека Истории» есть ссылка на архивный документ, в котором незамужних армянок и вдов (при их согласии) предписывалось выдавать замуж за турок-мусульман, а армянские дети-сироты отдавались в богатые мусульманские семьи (с обязательным обеспечением образования и надлежащего воспитания) . Оппоненты официальной версии называют эту практику принуждением к принятию другой веры, приводят множество случаев, при которых армянские женщины и девушки подвергались жестокому насилию, подчеркивают, что принятие ислама было единственной возможностью остаться в живых. Упоминаются также архивные документы английского, французского и немецкого консульств, где есть данные о том, что мусульмане, прячущие у себя армян, рисковали жизнью .

Объясняя причины массовой гибели армян по пути к месту депортации, официальные СМИ указывают общую слабость государства, которое было не в состоянии выделить достаточную охрану караванам и снабдить людей продовольствием и медицинской помощью. Противники официальной версии утверждают, что подобное объяснение является попыткой переложить вину на курдов и черкесов, банды которых нападали на армянские обозы по пути их следования к месту нового проживания, а государство не столько не могло, сколько не стремилось обеспечить защиту депортируемых армян.

Количество убитых при расправах и умерших по дороге армян также является предметом споров, подсчет ведется с привлечением различных архивных документов. Правительственные СМИ, которые предпочитают называть связанные с переселением армян события столкновениями, приводят цифры потерь среди мусульманского населения.

Ноябрь 1922 число армян в миреcelal_beyлидеры младотурок
Действительно, по данным военных архивов, при сопротивлении армян депортации в некоторых городах Восточной Анатолии было убито около 5 тысяч мусульман, а в 1919-1920 годах на Кавказе погибло еще около 10 тысяч. Профессор Акчам, со своей стороны, пишет о том, что в 1918-1919 годах в некоторых районах Анатолии действовали банды армян, члены которых мстили за убийства сородичей. Террористические армянские организации действовали и в более поздний период в Европе, где в двадцатых годах ими были убиты бывшие члены правительства младотурок, которые отдавали приказы о резне. Несколько громких убийств сотрудников турецких посольств в Западной Европе, которые произошли в шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия, тоже являются отголосками мести армян. Однако эти жертвы, указывает профессор Акчам, нельзя сравнивать с потерями среди армянского населения, составившие около миллиона человек.

Отдельно стоит вопрос об армянской собственности, доля которой в экономике Османской Империи составляла в 1915 году около 20%. Официальная версия утверждает, что государством были приняты меры по учету и сохранению движимого и недвижимого имущества депортируемых, с управлением от их имени за комиссионные, с тем, чтобы по возвращению собственников это имущество было в сохранности передано хозяевам.

Контраргументом служит утверждение, что в реальности власти на местах не осуществляли контроль за имуществом депортируемых, а доверительное управление на деле являлось присвоением собственности зачастую при прямом участии местных чиновников.

Мехмет Полатель в интервью газете «Эвренсель» 20 апреля 2015 года, рассуждая о возможной преемственности Турции в вопросе возмещения материальных последствий уничтожения армян , подчеркнул, что при новом турецком государстве многие чиновники остались на своих местах и продолжали деятельность, документы о результатах которой не рассекречиваются из-за опасений обнаружения сведений, указывающих о злоупотреблениях. Собственность армян, по мнению ученого, стала начальным капиталом для новой турецкой буржуазии.

Предстоящие выборы покажут, какой будет расстановка сил в правительстве. Возможно, официальная позиция по армянскому вопросу изменится. А пока что он с каждым днем становится все острее. 23 мая 2015 года СМИ поместили сообщение о демонстрации за передачу армянской общине бывшего детского приюта для армянских сирот, на которую вышли не только армяне, проживающие в Стамбуле, но и разделяющие их позицию турки .

Реакция на убийство в 2007 году Гранта Динка, главного редактора газеты «Агос», показала, что турецкое общество неравнодушно к трагедии армян и нуждается в беспристрастной и подтвержденной фактами информации. 26 мая 2015 года газета «Бугюн» («Сегодня») разместила материал Университета Мармара о начале нового проекта , целью которого является построение будущего между двумя народами, основанное на совместном изучении событий столетней давности.

Идея потерянной родины поддерживает и соединяет армянскую нацию, которая территориально находится в разных регионах мира. Каким образом решится армянский вопрос? Ответ во многом зависит от позиции СМИ. Можно надеяться, что открытие архивов, освещение темы турецко-армянских отношений в прессе, привлечение внимания к историческим фактам приведут к тому, что молодое поколение турок, не обремененное грузом многолетнего запрета на свободные дискуссии по армянской проблеме, с уважением и дружелюбием отнесется к народу, который при выпавших на его долю испытаниях сохранил культуру, самобытность и историю.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply