Гончарное мастерство окружено особым романтическим ореолом. Занятие приятное, медитативное и продуктивное (за лепкой вазы человек может проработать психологические проблемы и удовлетворить свои потребности в творческой самореализации).

Существует очень много разных направлений в работе с глиной, еще больше видов самой глины (с красителями и без, с различными добавками), а еще — глазури, молочение — на любой вкус и кошелек. Но особого внимания заслуживает направление керамики дровяного обжига. Очень редко встречающееся в России, но невероятно ценимое европейскими дизайнерами. Американские индейцы по сей день изготавливают керамику с помощью дровяного обжига. Мастеров, которые изготавливают керамику традиционными способами и обжигают на дровах в России, можно пересчитать по пальцам.

То, как огонь создает невероятный рисунок на керамике, насколько процесс дровяного обжига не подвластен контролю, превращает обжиг в мистическое и уникальное действие.

Шон Пенн снял фильм «В дикой природе» о том, как герой в поисках свободы и единства с природой бросает все материальное, лицемерное общество и отправляется на Аляску. Фильм глубокий, однако, в реальности не все мы готовы ради обретения внутренней свободы отправиться в столь экстремальные путешествия. Но в суете повседневной жизни человек все больше ищет себе занятия, позволяющие ощутить свободу. Прочувствовать эту древнюю и нерушимую связь с природой, которую заглушают городские джунгли. Гончарное мастерство отлично помогает в этом.

Огонь, вода, земля и воздух. Все четыре элемента стихий, который участвуют в создании керамической посуды. Мастер гончарного дела Павел Журавлев помог разобраться в том, как происходит процесс изготовления изделий и подготовка к обжигу, а так же что особенного в этом процессе.

Павел Журавлев. Закончил Британскую высшую школу дизайна, занимается гончарным делом с 2012 года. Создает керамику дровяного обжига. Проводит занятия для детей и взрослых, обучает тонкостям и основам гончарного дела и обжига. Занимается реконструкцией средневековой скандинавской посуды.

Павел Журавлев

Павел Журавлев. Фото: http://фонд-доверяю.рф/

=

Почему такой древний «брутальный» способ обжига керамики не популярен в России? У нас о нем даже информации днем с огнем не сыщешь.

Павел: У нас в России такая посуда слишком ассоциируется с деревней, с бедностью. В головах большинства засел образ сталинского стиля, как в архитектуре, где все должно быть ровно, дорого и блестеть. В Японии дровяной обжиг — это часть культуры. Индейцы делали и делают керамику, это их история. Но это и часть нашей истории. Очень романтичной и экологичной.

=
С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе обжига?

Павел: Такой способ обжига всегда предполагает полное отсутствие понимания того, какой рисунок ты получишь на выходе. Самое трудное, наверное, в том, что горн, в котором происходит обжиг, должен быть специально сконструирован. Нужно место. Время обжига очень зависит от погоды, времени года. Отчасти, такой обжиг редко используют потому, что этот процесс сложен тем, что, не имея уже отточенной системы, чувства огня случается большой процент неудачного обжига. Я не использую никакие термодатчики для определения температуры. Все происходит на интуитивном уровне. Но это даже не сложности, это часть прекрасного ритуала рождения. Рождения керамики.

=

Что для вас значит «дровяной обжиг», чем он особенный?

Павел: В этом есть своя эстетика. Керамика, созданная с помощью глазурей, своих штампов и рисунков, характерных для определенного мастера — полное отражение его самого в изделии. Керамика, созданная с помощью дровяного обжига — полностью неконтролируемая работа стихии огня. Ценность такого изделия в том, что, по сути, это работа не человека, а природы. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо. Цвета и рисунок непредсказуемы и всегда удивительны. Сама стихия создает декор. Очень часто, естественный черный цвет изделия можно получить только при обжиге в горне.

В Японии такой обжиг является традиционным и ценится по всему миру. Для меня дровяной обжиг не просто часть производственного процесса, а настоящий ритуал, мистический праздник. Ведь у меня нет кнопки включения печи и прибора, чтобы следить за нагревом. Все происходит интуитивно, поэтому необходимо стать частью процесса, чтобы выйти за рамки просто эксперимента и не погубить керамику в пламени дров. Думаю, есть еще множество удивительных особенностей дровяного обжига, и я уверен, что его эстетика никогда не будет сымитирована с помощью достижений промышленности.

Керамика дровяного обжига

Керамика дровяного обжига. Фото: https://ru.pinterest.com/

Твои заказчики — в основном, Европа и Америка. Совсем недавно, фото твоих изделий были опубликованы в британском журнале Design * Sponge (http://www.designsponge.com) , а также во французском журнале Milk Decoration. В сентябре 2015 года твои изделия были представлены на крутейшей выставке дизайна в Париже MAISON&OBJET. Ты сотрудничаешь с брендом SOHA. Участвовал ли ты в российских выставках? Какие перспективы развития направления керамики дровяного обжига ты видишь у нас?

Павел: Не участвовал, но планирую. Пока сотрудничаю с Европой и Америкой, но и с российскими дизайн-проектами с радостью поработаю, если пригласят. Сейчас я развиваю два направления в России. Керамику дровяного обжига и реконструкцию скандинавской керамической посуды раннего Средневековья, которая сделана полностью по технологии своего периода. Никакого «молочения», «дымления» и прочей имитации. Только аутентичный обжиг дровами в примитивном земляном горне, ручная лепка или механический круг (зависит от источника).

Я часто провожу мастер-классы на эко-фестивалях. Еще я преподаю для взрослых и детей основы гончарного мастерства. Мы изучаем разные виды обжига: в печи и в горне. Такие занятия особенно полезны и интересны детям с особенностями развития. Занятия бесплатные.

Работы мастера можно посмотреть на ресурсе http://www.sherna.info, а так же вдохновиться процессом создания керамики дровяного обжига на мастер-классах.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply