Недавно был опубликован список 100 лучших фильмов XXI века по версии BBC. Три места из которых медиакорпорация отдала фильмам культовых режиссеров независимого американского кино – Итану и Джоэлу Коэн.

Джоэл и Итан – не просто режиссеры, они также занимаются продюсированием, созданием и адаптацией сценариев для последующих кинопостановок. За свой более чем тридцатилетний путь в кинематографе братья успели поработать над массой качественных фильмов, получить четыре премии «Оскар», «Золотую пальмовую ветвь» и множество других кинонаград.

Сложно описать какой-нибудь из фильмов Коэнов, объясняя, что именно они «имели в виду». Их картины всегда многослойны и неоднозначны. Вся прелесть этого режиссерского тандема заключается в том, что вы можете увидеть, то, что вам надо, что именно вам близко и важно. Фильмы братьев Коэн, пожалуй, не несут в себе абсолютной истины (а что ее несет?), зато жирным маркером подчеркивают идею того мира абсурда, в котором мы существуем. И радуются ему. Их фильмы – это перемешанный паззл, смотря который, вы складываете по кусочкам что-то похожее на рисунок, ухмыляетесь и вспоминаете себя, а также, возможно, начинаете задумываться над природой всего того, что нас окружает. Итак, мини-путеводитель по фильмам братьев, из которого можно выбрать что-то более интересное каждому из нас.

Бартон Финк (1991)

Где, когда: Лос Анджелес, 1941 год.

О чем: 1941 год, молодой, но уже успевший себя проявить, драматург из Нью-Йорка решает временно сменить восточное побережье на западное, и переехать в Голливуд. Но в Калифорнии у него как-то с самого начала не задается…

Актеры: Джон Туртурро, Джон Гудман, Стив Бушеми – постоянные актеры братьев Коэн, и в этой картине роли писались специально под них.

Предыстория: Этот фильм, как и многие другие работы братьев Коэн, имеют свою предысторию, а главные герои обладают реальными прототипами. Братья, испытав творческий кризис, работая над предыдущей картиной, решили дистанцироваться от неё после возникновения сложностей со сценарием (попросту после творческого кризиса). Режиссеры отложили работу, и на одном дыхании, за 3 недели написали сценарий для «Бартона Финка». Которого тоже отложили в сторону, вернувшись к работе над предыдущей картиной.

В основу фильма легла история Клиффорда Одетса, Нью-Йоркского драматурга, который после охлаждения к нему интереса со стороны театров, перебрался в Голливуд и стал работать в киноиндустрии.

Фильм создает фантастическую атмосферу, задавая тон для всего последующего творчества братьев Коэн.

Цитата: 

«Да ладно, Бартон. Ты думаешь, ты знаешь боль? Думаешь, я превратил твою жизнь в ад? Посмотри на эту помойку. Ты тут просто турист с пишущей машинкой, а я живу здесь, ты этого не понимаешь? И ты пришел в мой дом. И ты жалуешься, что я шумел».

Фарго (1995)

Где, когда: Миннесота, 1987 год.

О чем: Человек ради денег готов на все, даже похитить собственную жену и требовать за нее выкуп. Недолго думая, офисный клерк Джерри выбирает именно этот способ, чтобы выманить деньги у скупого тестя.

Актеры: В картине играет несколько постоянных актеров Коэнов: Стив Бушеми, Петер Стормаре. Главную роль исполнила Фрэнсис МакДорманд – супруга Джоэла Коэна. Не самый известный актер Уильям Мэйси, играющий менеджера по продажам, был номинирован на «Оскар», и его имя «прогремело» благодаря «Фарго».

Предыстория: В своих интервью режиссеры фильма стараются максимально мистифицировать и запутать благодарных зрителей, которые хотят узнать, действительно ли это реальная история, как говорится в начале фильма, или же это вымысел, как сказано в титрах. Братья Коэн говорили о том, что слышали историю о Хелле Крафтс, которую убил собственный муж, и, пытаясь скрыть следы преступления, уничтожил ее тело с помощью садового измельчителя. Также считается, что история об адвокате из Миннесоты Евгении Томпсоне, который заказал убийство своей жены, легла в основу сюжета Фарго. Изначально Коэны отрицали эту догадку, но затем, после смерти Томпсона в 2015 году, Джоэл Коэн признал, что эта история – действительно о нем.

Фильм получил две премии Оскар и массу других наград, а также всеобщее признание и любовь.

Почти через 20 лет после выхода фильма был выпущен одноименный сериал, в том же духе, но с другой сюжетной линией, продюсерами которого также выступили братья Коэн.

Цитата:

«И ради чего? Ради кучки денег. В жизни есть нечто большее, чем кучка денег. Разве ты об этом не знаешь? И вот, пожалуйста. В такой прекрасный день. Что ж… Я просто этого не понимаю».

Большой Лебовски (1998)

Где, когда: Лос-Анджелес, 1991 год.

О чем: В квартиру главного героя по имени Джеффри Лебовски по ошибке проникают преступники, спутав его с полным тезкой – богачом. Мало того, что злоумышленники макают Дюдю (так все называют нашего героя) головой в унитаз, они еще и мочатся на его ковер. Джеффри требует возмещения ущерба от своего тезки, и становится втянутым в авантюру с похищением человека, выкупом и отрубленным пальцем.

Актеры: Джефф Бриджес, Джулианна Мур. Как всегда, фильм не обходится без постоянных коэновских актеров, под которых и были написаны роли: Стив Бушеми и Джон Гудман.

Предыстория: Герои фильма – собирательный образ знакомых и друзей братьев Коэн. Основу сценария составил роман американского писателя Реймонда Чандлера «Глубокий сон». Прототипами Джеффри Лебовски были Джефф Дауд и Питер Икслин, первый из которых — пацифист по кличке Дюдя, любящий коктейль из водки, кофейного ликера и сливок, а второй — гордящийся своим ковром, парень, рассказавший Коэнам байки, часть из которых была использована в фильме. Кроме того Питер Икслин также был спортсменом-любителем, что тоже отразилось на образе Джеффри Лебовски, только вид спорта был изменен с софтбола на боулинг.

Культовый фильм братьев Коэн, слава которого до сих пор не утихает. Существует фестиваль Лебовски, религия Дудеизм, не говоря о том, что диски с фильмами и дополнительными материалами регулярно выходят в свет. Сам фильм и его герои до сих пор попадают в различные рейтинги именитых журналов.

Цитата:

«Ковер задавал стиль всей комнате».

Старикам тут не место (2007)

Где, когда: Техас, 1980 год.

О чем: Ветеран Вьетнамской войны Льюэллин Мосс, охотясь в пустыне, обнаруживает трупы бандитов, которые перебили друг друга во время разборок. Среди них — чемодан с деньгами. Недолго думая, Мосс присваивает деньги, не осознавая, что за ним и деньгами будет следовать профессиональный наемник.

Актеры: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Вуди Харрельсон. Хавьер Бардем за роль наемного убийцы Антона Чигура был награжден премией Оскар в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».

Предыстория: Сценарий фильма – адаптация романа Кормака Маккарти, который, (что бывает у Коэнов не часто) очень близко соответствует оригиналу.

Фильм завоевал множество наград, среди которых четыре премии Оскар и два Золотых глобуса (везде была отмечена потрясающая игра Хавьера Бардема).

Цитата:

«Если твои принципы привели к такому концу, какой от них был прок?».

Серьезный человек (2009)

Где, когда: Миннесота, 1967 год.

О чем: У среднестатистического человека Ларри Гопника, имеющего семью и неплохую работу, (профессор в университете) возникают проблемы, говоря точнее, его мир начинает рассыпаться. Перед Ларри встает вопрос, что же происходит в его жизни, и как ему быть дальше. Профессор Гопник надеется получить ответ у раввинов.

Актеры: Майкл Стулбарг, Аарон Вольф.

Предыстория: Сюжет фильма переносит нас в Миннесоту 1967 года, в еврейскую семью и общину – практически в детство Джоэла и Итана. Не секрет, что братья Коэн выросли в еврейской семье в пригороде Миннеаполиса, а их отец был профессором университета Миннесоты.

По словам братьев, героем сюжета является раввин из их детства, с которым, также как и в фильме, будущим режиссерам приходилось разговаривать после бар-мицвы.

Сложный фильм, споры о его смысле и поворотах сюжета были жаркими и не утихают до сих пор. Кинокритики также не однозначно восприняли эту картину, хотя многие сошлись в одном – это самый зрелый фильм братьев Коэн.

Цитата:

«Принцип неопределенности доказывает, что мы не можем знать наверняка, что происходит».

Внутри Льюина Дэвиса (2012)

Где, когда: Нью-Йорк, Чикаго, 1961 год.

О чем: Нью-Йорк 60-ых. Уже не начинающий музыкант Льюин Дэвис пытается найти себя после самоубийства друга и по совместительству напарника по музыкальному дуэту. Без денег и стабильных заработков, без своего дома, даже без зимнего пальто, Льюин ищет свое место в Нью-Йорке, Чикаго и во всем мире.

В ролях: Кэрри Маллиган, Джон Гудман, Джастин Тимберлейк и, конечно же, Оскар Айзек – получивший несколько наград за фильм, в котором сам исполнял песни.

Предыстория: Фильм вдохновлен нью-йоркским музыкантом Дейвом Ван Роком, игравшим, в том числе, и фолк-музыку и записавшим альбом «Внутри Дейва Ван Рока» в 1962 году. Саундтрек к фильму базируется на песнях самого Дейва, которые в фильме исполнил актер, играющий Льюина Дэвиса – Оскар Айзек.

В этой картине братья Коэн в очередной раз доказывают, как мастерски их команда работает с камерами, выставлением планов и цветокоррекцией.

Цитата:

«Смерти не страшусь я, но так тоскливо лежать в земле тому, кто исходил весь мир».

Подводя итог, хочется отметить потрясающую атмосферность фильмов Джоэла и Итана. Команда этого режиссерского дуэта отлично справляется с поиском реквизита, а сами братья своими режиссерскими находками блестяще передают ту эпоху, в которой идет действие в фильме. Хотя многие считают фильмы этого режиссерского дуэта скучными и бессмысленными, трудно не отметить многозначность фильмов братьев Коэн, за которую их, в сочетании с тонким юмором и любит зритель.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply