Международная неправительственная ассоциация «Репортёры без границ» борется за свободу прессы во всем мире под девизом «Без свободной прессы ни об одной борьбе никогда не узнают». Однако у критиков организации ее деятельность вызывает сомнения из-за непрозрачности бюджета.

RSF_trilingual.gif

В 1985 году четверо журналистов — Робер Менар, Эмиль Жубино, Пеми Лури и Жак Моленат — основали ассоциацию «Репортёры без границ». Среди старых узких улочек города Монпелье, расположенного на холмах юга Франции, эти борцы за идею свободы информации во всем мире сформулировали миссию организации: сопротивление цензуре в медиа и оказание материальной и психологической помощи журналистам, работающим в опасных районах.

robert-menard1-565x250.jpegИдейным вдохновителем ассоциации был Робер Менар — личность незаурядная и  противоречивая. В юности он изучал религию и планировал стать священником, но, попав в колледже под влияние идей троцкизма, присоединился к Социалистической партии. «Репортёры Без Границ» была не первой протестной организацией Менара. В 1975 году он создал пиратскую радиостанцию Radio Pomarède и стал президентом «Ассоциации за освобождение радиоэфира». Против этого бунтаря возбуждалось множество судебных дел. Рассказывают, что за него вступался один из лидеров социалистического движения Франсуа Миттеран, который потом стал президентом Франции.

Франсуа Миттеран. Фото с сайта http://www.europe1.fr/

Чуть позже Роббер Менар основал независимый журнал Le Petit biterroi, но денег на его издание не нашел и в результате закрыл. А в 32 года воплотил идею, уже витавшую в воздухе: к тому времени больше 10 лет существовала и набирала политический вес некоммерческая организация «Врачи без границ», которая тоже была основана французскими врачами. Её целью было оказание медицинской помощи людям, оказавшимся в острой кризисной ситуации, без какого-либо различия и дискриминации.

«Врачи без границ» оказывают медицинскую помощь людям, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. Фото с сайта  http://novostey.com/

Главным критерием своей деятельности «Репортёры Без Границ» избрали параграф 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека. Фото с сайта  http://www.un.org/

К сожалению, этот всеобщий договор, который перечисляет и описывает права личности, выполняется не везде. Всегда есть те, кто хочет рассказать о содеянном зле, и есть те, кто хочет эту правду скрыть или закамуфлировать под благое дело. А ведь часто лишь публикация журналиста-расследователя способна остановить действия коррумпированного чиновника. Лишь пристальный взгляд кинокамеры заставляет многих  задуматься о том, что мир не заканчивается их собственным благополучием: есть правители-диктаторы, дети-сироты и женщины, у которых нет прав.

Уже через десять лет своего существования некоммерческая организация журналистов, зарегистрированная во Франции, имела международное звучание: с 1995 года «Репортёры Без Границ» — консультанты ООН и ЮНЕСКО.

Ежедневно исследовательский центр организации отслеживает и сообщает общественности о любых нападках на свободу прессы: аресты журналистов, попытки цензурирования СМИ или о сокрытии информации. Десять представительств организации в различных географических зонах — Европа, Азиатско-Тихоокеанском регион, Ближний Восток, Северная Африка, Северная и Южная Америка — передают информацию «Репортёрам без границ». Если информации недостаточно, то активисты ассоциации едут на место, чтобы узнать все детали.

Именно на результатах мониторинга новостей в области журналистики строятся их дальнейшие действия. Это может быть официальное письмо протеста правительству, которое не уважает право на информацию, или пресс-релиз для мировых СМИ о случае ущемления свободы прессы, чтобы привлечь внимание к проблемы и заставить мировую общественность повлиять на притеснителей.

На сайте  «Репортёров» сделан ежедневно обновляемый «Барометр свободы прессы», который показывает число журналистов и блоггеров, которые были осуждены или погибли в текущем году из-за своей профессиональной деятельности. В режиме online каждый пользователь Интернета может подписать петицию, требующую освобождения задержанных журналистов.

Свобода и правдивость Всемирной паутины тоже находится под угрозой. Правительство Китая, например, жестко контролирует киберпространство. Поисковикам Google,  Yahoo! и Bing пришлось изменить алгоритм поиска, чтобы блокировать доступ к «неблагонадежным» с точки зрения Китая сайтам. Реагируя на эту угрозу «Репортёры без границ» в 2008 году запустили свой Всемирный День борьбы с кибер-цензурой (12 марта). К этому дню ассоциация издает доклад об актуальном  положении дел и публикует список «врагов Интернета».

В этом году в список стран, которые, нарушая свободу слова, манипулируют информацией виртуального пространства, впервые попали США. Обычно это были Китай, Сомали, Иран, Куба и Саудовская Аравия. Огромное влияние на формирование перечня оказали сенсационные материалы Эдварда Сноудена о тотальной слежке американских спецслужб за  людьми по всему миру при помощи информационных сетей. Впрочем, список врагов правдивой сети 2014 года содержит и Великобританию, Россию, Индию.

В 2005 году ассоциация выпустила среди прочих книгу «Пособие для блоггеров» с конкретными техническими советами: как избежать цензуры и сохранить анонимность. Кроме того, в ней описаны реальные истории интернет-журналистов из Ирана, Германии, Бахрейна, США, Непала и Китая.

Для поддержки и широкого освещения ярких событий в журналистике РБГ учредили две премии. Премией Netizen награждаются блогеры, интернет-журналисты и «кибердиссиденты», которые сделали важное журналистское расследование или  проект, направленный на  продвижение свободы информации online. Лауреат получает приз в размере 2500 евро.

Фото с сайта http://en.rsf.org/

Лауреат премии Netizen 2013 года  Хуинь Нгок Чень (Huynh Нгок Chenh) является одним из Вьетнама влиятельных блоггеров. Его блог посещают около 15 000 посетителей в день, хотя читатели должны использовать специальное программное обеспечение, чтобы обойти цензуру  и получить доступ. Чень критикует правительство и защищает свободу слова. Он сосредоточивает внимание на вопросах демократии, прав человека и территориальные споры между Вьетнамом и Китаем. Власти угрожали ему множество раз, полиция следит за его связями.

Аналогичная премия есть для печатных СМИ — «Премия свободы прессы». Она вручается международным жюри, состоящим из журналистов и правозащитников, в декабре каждого года. В 2010 году РБГ наградили двух российских журналистов — Михаила Бекетова,  и Ольгу Боброву. Захват бесланской школы в сентябре 2004 года  положил начало многолетним  расследованиям Ольги Бобровой, корреспондента «Новой газеты», проблем Северного Кавказа. Трагическая судьба Михаила Бекетова — бывшего главного редактора газеты «Химкинская правда», активиста протеста против строительства трассы через Химкинский лес, журналиста, обоснованно критикующего местную администрацию, знакома многим. В ноябре 2008 года он был жестоко избит неизвестными. Тяжелые травмы сделали невозможным возвращение Бекетова к профессиональной деятельности. 8 апреля 2013 года Михаил Бекетов скончался в больнице подмосковных Химок.

Фото с сайта http://glavnoe.ua

Лауреат Премии свободы прессы  2013 года Мухаммад Бекжанов, бывший главный редактор газеты «Эрк». (Свобода) и один из лидеров борьбы за демократию в Узбекистане. Он сидит в тюрьме уже почти пятнадцать лет.

Фото с сайта http://www.russian.rfi.fr/

Распространять информацию недостаточно, считают «Репортеры без границ» и оказывают материальную и финансовую помощь корреспондентам, работающим в горячих точках. Для таких журналистов «Репортеры без границ» предлагают специальные страховки и даже предоставляют бронежилеты и каски с надписью «Пресса».

РБГ помогают найти убежище для журналистов, вынужденных скрываться, и для их семей.  Собирают деньги на оказание медицинской помощи. Семь дней в неделю, 24 часа в сутки, работает бесплатная «горячая линия» для журналистов, оказавшихся в трудной ситуации.

В сотрудничестве с ЮНЕСКО было разработано «Практическое руководство журналистов», а совместно с Министерством обороны Франции проводятся практические занятия для тех, кто работает в опасных районах.

Каждый год «Репортёры без границ» публикуют на своём веб-сайте индекс свободы прессы более чем 170 стран мира.

Фото с сайта  http://en.rsf.org/

На карте мира красным и черным цветом обозначены территории регионов, где ситуация со свободой прессы самая сложная.

Методика расчета не сложная. Активисты РБГ — а это около 150 человек в 150 странах мира — и сторонние эксперты отвечают на специальную анкету. В неё 87 вопросов о плюрализме, распределении государственных субсидий или рекламы, о реальном уровне цензуры и особенностях  законодательства о СМИ.

Кроме того, место каждой страны в рейтинге зависит от числа трагических историй из жизни СМИ этой страны. Покушение на жизнь, заключение в тюрьму, смерть журналиста или блоггера, закрытие газеты или журнала по политическим мотивам — всё это вносится в базу данных.

Существует специальная формула, в которую вставляются данные. Посмотреть ее можно в специальном разделе на официальном сайте РБГ (http://rsf.org/index2014/ru-index2014.php#).

Сложно оценивать количественно такие сложные качественные показатели как уровень вмешательства государства в дела СМИ. Поэтому индекс свободы прессы от «Репортеров Без  Границ» постоянно критикуется. Например, спорным и ангажированным назвала венесуэльская государственная телекоммуникационная компания CONATEL отчёт РБГ о лишении  лицензии на вещание частной телестанции RCTV. В анализе было приведено 39 спорных фактов из отчета.

Не упоминались в отчётах организации журналисты, убитые во время налёта авиации НАТО на югославскую телестанцию RTS .

Возмущение вызвало то, что организация не внесла в базу данных похищение в декабре 2001 года оператора «Аль-Джазира» Сами Аль-Хаи. Его командировка в Афганистан закончилась пытками и заключением 13 июня 2002 в тюрьму Гуантанамо (на арендуемой США военно-морской базе в заливе острова Куба).

Это лагерь предназначен для лиц, обвиняемых властями США в терроризме, ведении войны на стороне противника, в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов.

Суданский оператор телекомпании «Аль-Джазира», освобожденный из американской тюрьмы на военной базе Гуантанамо. Фото с сайта http://www.islamnews.ru

Критики указывают на то, что РБГ критикуют только страны, враждебные США — в первую очередь Россию, Кубу, Иран. А страны дружественные США: Филиппины или  Саудовская Аравия — практически не подвергаются критике.

Такую предвзятость оппоненты связывают с финансированием организации. На официальном сайте РБГ источниками годового бюджета в 4 млн евро называются пожертвования частных спонсоров, поддержка различных фондов и выручка от продажи книг и фотоальбомов. Действительно, книги, фотоальбомы, футболки и прочая мелочь, издаваемые «Репортёрами Без Границ», продаются во французских киосках и супермаркетах, на вебсайтах и более чем в 300 книжных магазинах по всей Франции. Но непрозрачность бюджета организации привела к тому, что противники РБГ настоящим источником финансирования называют правительство США.

В 2010 году Фредерик Уильям Энгдаль — американский экономист, независимый журналист, писатель и политолог, который более 30 лет работает в области вопросов геополитики, сделал интересный анализ этого вопроса в «Online Journal«. Он пишет:

«Если мы зайдем на сайт РБГ, чтобы поискать, кто же стоит за этими самопровозглашенными судьями свободы мировой прессы, то мы ничего там не найдем. Там нет даже состава совета директоров, не говоря уже о списке финансовых спонсоров. Ежегодно публикуемые данные о доходах и расходах организации не дают даже намека на то, кто оказывает ей финансовую поддержку.

Там говорится, что миллионы долларов своих ежегодных доходов организация получает от «продажи публикаций». Но ни названий продаваемых публикаций, ни имен тех, кому их продают, нет и в помине. Как отметил недавно один исследователь, «даже с учетом того, что книги издаются бесплатно, РБГ надо было продать 170200 книг в 2004-м и 188400 книг в 2005 году, чтобы получить те 2 миллиона долларов, которые, по словам организации, она зарабатывает каждый год – то есть по 516 книг в день в 2005 году. Совершенно очевидно, что деньги должны были приходить из других источников».

Фредерик Уильям Энгдаль в 2013 году посетил Россию с лекциями в рамках международного проекта «Пост-глобализация», объединившего интеллектуальный потенциал авторитетных ученых из разных стран мира.

Если за РБГ действительно стоят Агентство международного развития США (USAID) и Национальный фонд за демократию американского Конгресса, как это утверждают критики, то зачем это скрывать? Может быть потому, что намерения не так чисты, как декларируются?

Тот же Ф. Уильям Энгдаль в своем исследовании 2009 года «Полный спектр доминирования: тоталитарная демократия в новом мировом порядке» доказывает, что этот фонд был создан Конгрессом США во времена администрации Рейгана. Директор ЦРУ Билл Кейси выступил тогда с инициативой создать организацию для тайного воздействия на гражданское общество.

Одним из направлений деятельности стало финансирование общественных организаций и деятелей в странах, которые жили по своим правилам – не совпадающим с политикой США. Деньги проходили через американские некоммерческие фонды и далее через подставные организации.

Сначала журналисты газеты «Вашингтон пост», в 1967 году, а затем и комиссия с официальным названием «Отдельная комиссия сената Соединённых штатов по изучению правительственных операций в области разведывательной деятельности» — так называемая комиссия Чёрча — разоблачили эту программу.

Но принципы работы сохранились. Только то, что раньше называлось «подрывной деятельностью» сейчас называется  «продвижением демократии». В 1986 г. Карл Гершман, президент Национального фонда в поддержку демократии, сказал: «Мы не должны были вести эту работу подпольно. Очень плохо, когда демократические группы по всему миру воспринимают как живущие на субсидии ЦРУ. Поэтому мы перестали это делать».

Такая организация как «Репортёры без границ» — которая базирует свою деятельность на всеобщем праве свободы информации и берется судить о свободе прессы в странах мира — и сама должна стремиться открыто и откровенно говорить о том, кто ее поддерживает.

Под давлением общественности Робер Менар все же признал, что бюджет организации наполняется в основном за счёт «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США». А в 2005 году на пресс-конференции заявил: «Мы, в самом деле, получаем деньги от NED. И это не вызывает никаких проблем!»

Все эти недомолвки и связь с агрессивной политикой США делают деятельность РБГ сомнительной и спорной. Это или продвижение конкретных политических и финансовых интересов, прикрытые завесой благой цели, или пример того, как прекрасная идея может погибнуть от плохого исполнения.

P.S. В 2008 году Роббер Менар покинул пост Генерального секретаря международной организации «Репортёры без границ», но остался членом организации. Его место занял глава подразделения расследований организации Жан-Франсу Жийар.

Поделитесь с друьями:

1 комментарий

  1. Помогите пожалуйста более 140 потерпевшим достучаться до власти, до закона, до Конституции и гарантов Конституции.. Более 140 потерпевших по двум уголовным делам о не выплате заработной платы очень надеются на Вас. Единственная их просьба, это помочь им достучаться до власти, до закона, до Конституции и так называемых гарантов Конституции. Сделать это законным путем, как призывают власти, министры, в России практически невозможно. Страна долгие годы живет на мыльных, воздушных отписках и приписках. Если у вас есть хоть какая то возможность помочь потерпевшим достучаться до власти, они будут вам очень благодарны. А факты описанных нарушений они предоставляли многократно во все без исключения инстанции округа и Москвы. Все тщетно. Здравствуйте. спасибо, что ответили. Живем мы в городе Радужный. ХМАО-Югра. В 2012 году наше предприятие ООО Инициатива, которая занималась строительством и ремонтом и не имела достойных конкурентов в строительном бизнесе. Так вот это предприятие в 2012 году начало строительство детской поликлиники на 200 посещений в смену.. Это 4 этажное здание с подвалом. Объект не маленький для нашего маленького города. Но аукцион на строительство выиграло другое предприятие. Наше предприятие было вторым. Но так, как у предприятия победителя аукциона слава была не хорошей. Начать строительные работы и осваивать деньги оно не могло. И администрация передала объект нашему предприятию. Но передала по просьбе руководителя первого предприятия на субподряд И в 2012 году мы начали строительный работы с нулевого цикла. С фундамента. Сумма аукциона была в пределах 160 млн. рублей. победитель уменьшил сумму на 44 млн. рублей. Мы успешно начали строительство. Но к началу 2013 года у нашего предприятия появилась задолженность по заработной плате. Она и раньше то появлялась, то гасилась. Частично. Но в 2013 году она все росла. Работники начали останавливать работы. И руководство предприятия и чиновники администрации ( УКСА ) заверяли работников, что деньги появятся и задолженность будет погашена в ближайшее время. Они ( чиновники администрации ) к этому времени объявили аукцион на дополнительные работы. Хотели вернуть те деньги, которые снизил с первоначальной стоимости объекта, которые уменьшил победитель аукциона. И сумма аукциона на дополнительные работы составляла около 51 млн. рублей. Но и этот аукцион выиграло другое предприятие. Наше предприятие снова было вторым. Но так, как большие объемы их этого аукциона уже были выполнены нашим предприятием ( в основном на нулевом цикле ), то чиновникам администрации пришлось отстранить победителя аукциона, и победителем объявить наше предприятие. И ничто не мешало руководству предприятия и чиновникам администрации погасить задолженность. Но они так не думали. Пока они нам рассказывали про деньги с аукциона на допработы, этих денег уже не было. параллельно с этим объектом наше предприятие выполняло и другие работы. Но задолженность не гасилась. В 2013 году на нашего директора заводят уголовное дело о не выплате заработной платы. Потерпевших по уголовному делу более 70 работников. И столько же работников субподрядных предприятий. Но руководители этих предприятий оказались порядочными. сказав, что от того что их кинули на деньги, не должны страдать их работники. И взяв кредиты, в долг и другие объекты полностью расплатились с работниками. А наши пропавшие деньги отказались искать изначально. Следователь заявил потерпевшим, что он получил указание от администрации и прокуратуры не искать этих денег. Правда после такого заявления следователя отстранили от дела. Но и другой не искал этих денег. но делал это молча. Все наши просьбы проверить деятельность предприятий ООО Инициатива и ООО Монолитстрой ( оказывается руководство предприятия накануне строительства открыло еще одно предприятие. Для чего. не для вывода ли денег ) с января 2011 года. По месяцам. Подняв акты выполненных работ. Оплату администрацией за эти работы. И расход денег. И самое главное сопоставить акты выполненных работ с фактически выполненными работами. То есть поднять журнал строительных работ. Бетонных работ. Сварочных работ. Ведь все подозревали, что руководство и чиновники администрации в сговоре могли получить деньги за еще не выполненные работы. Но ни одно мероприятие по просьбе потерпевших органы дознания, следствия и надзора не сделали. Ни на один вопрос поставленный потерпевшими не ответили. И суд не слушая жалобы потерпевших о том, что ни какого следствия не было, потерпевшим не предоставили возможности ознакомиться с материалами следствия наложил на руководителя предприятия штраф в 200 тысяч рублей. Пока шли разборки по предприятию ООО Инициатива, у этого же руководителя образовалась задолженность по ООО Монолитстрой. Мы многократно обращались во все окружные и Московские структуры. Результат один. все наши документально аргументированные обращения с фактами открытого нарушения трудовых, законных и Конституционных прав потерпевших ( а за время так называемого следствия эти права действительно нарушались ) не исследовались. приложенным к обращениям не давали юридической оценки. И отписывали эти обращения обратно. на рассмотрение к тем на кого потерпевшие жаловались и кто открыто нарушал их права.Откликнулся на наше обращение депутат Госдумы Завальный Павел Николаевич. И по его заявлению прокурор округа отменил результаты всех предыдущих проверок как не законные и не полные. Это было в середине декабря 2016 года. Но вместо проведения полного, законного, всестороннего и объективного следствия, при полном бездействии прокуратуры города, вопреки ответу прокурора округа Завальному, о том, что он берет ход следствия под личный контроль. В середине января 2017 года арбитражный суд округа объявляет ООО Инициатива банкротом. Оставив без заработанных денег более 70 потерпевших. Только потому, что к выводу денег могли быть причастны чиновники администрации. Губернатор округа обещала лично принять меня и еще двоих потерпевших, владеющих более полной информацией по этому делу. Но скорее всего, поняв что деньги выведены и не без участия чиновников администрации передумала делать это. Сейчас в следственном комитете находятся материалы уголовного дела о не выплате заработной платы предприятием ООО Монолитстрой. Дочернее предприятие ООО Инициатива. Суд вернул материалы прокурору для проведения полного, законного и объективного следствия. Но снова ни чего подобного не делается. Открыто и грубо нарушаются права более 40 потерпевших. И снова руководством предприятия и чиновниками администрации ( КУМИ ). Которые в очередной раз подписав акты, вывели деньги за еще не сделанные работы. Когда завели дело, был наложен арест на два двухэтажных коттеджа. Как объекты недвижимости обвиняемого. Но чиновники администрации при полном бездействии, а вполне возможно и активной помощи следствия и надзора вывели один из коттеджей из под ареста. Чего они не могли делать категорически, как нам заявил зам. нач. СУ. СК. РФ по ХМАО-Югре Шерман Дмитрий Викторович при личном приеме. Но когда касается дело интересов чиновников в России возможно все. Сейчас в городе поменяли следователя. Но шансов того, что следствие будет законным, полным и объективным нет ни каких. Проверять деятельность ООО Монолитстрой с 2011 года не хотят категорически. Может боятся причастности этого предприятия к выводу денег при строительстве детской поликлиники. Не хотят очень сильно ответить на вопрос. На основании чего чиновники администрации подписали и оплатили деньги за еще не выполненные работы. Откуда эти деньги. куда делись. И какой у чиновников администрации ( КУМИ ) в этом интерес. Хотели открыто развалить это уголовное дело. Но так как около 20 потерпевших по ООО Монолитстрой из числа 70 потерпевших по ООО Инициатива, не решились сделать это. Хотя все к этому идет. Против чиновников не хотят заводить дела. что по ООО Инициатива, что по ООО Монолитстрой. Хотя фактов нарушения ими должностных инструкций, статей закона, Конституции и прав потерпевших очень много. И что самое интересное. глава города при котором происходят эти чудеса становится консультантом губернатора. А какие консультации он может дать. Имея опыт как оставить без заработной платы более 140 работников в городском масштабе. Будет консультировать губернатора как оставить 1000, десятки тысяч работников в окружном масштабе. И юрист администрации при которой и с участием которой происходили эти чудеса становится как по наследству главой города. Поэтому шансов у потерпевших получить свои заработанные деньги не велики. Только гласность может повлиять на ход следствия. А добиться гласности в России шансы не велики. Поэтому очень большая надежда на Вас. Спасибо

Leave A Reply