Проводной телефон против смартфона, компьютер против ноутбука, кассетные и CD проигрыватели против mp3-плееров, библиотеки против Интернета. Стремительное развитие технологий порождает битвы предпочтений. Пару веков назад о подобном разнообразии нельзя было даже мечтать. Но каждое новшество не обходится без доли критики и недоверия. Это коснулось и дистанционного образования.

Дистанционного образования в нашей стране многие опасаются. «Ничего удивительного», — скажете вы, и будете правы. Относительно недавно создание Интернета позволило расширить возможности образовательной деятельности. Однако самому формату удаленной от университета учебы в этом году исполняется ровно 100 лет.

Как это было

В далеком 1917 после революции в России зародилось дистанционное обучение. Раньше под термином «дистанционное» подразумевался заочный метод. В начале курса проводились целевые лекции, присутствие на которых было обязательным. Студентов обеспечивали необходимыми материалами. В течение определенного периода студенты самостоятельно изучали информацию по курсу, имея возможность созваниваться или переписываться с преподавателем. На сессию студенты приезжали в институт. Сегодня заочное обучение — далеко не единственное из удаленных, и не самое удобное из ныне существующих вариантов.

Как это есть сейчас

Дистанционное образование в современной интерпретации этого понятия стало доступным в нашей стране в 2000-м году. Его появление полностью изменило концепцию образования как такового. Более нет границ, способных помешать кому-либо получить высшее образование. Смысл дистанционного обучения в том, что студенты посещают лекции, общаются с преподавателем, обмениваются учебными пособиями, раздаточными материалами в режиме синхронного онлайн-общения.

Занятия проводятся на специальных площадках для интернет-конференций. Такие площадки пользуются спросом и в образовательной сфере, и в бизнес-среде. Во время лекции все студенты слышат и видят преподавателя, в чате пишут ответы на вопросы учителя и свои мысли по данной теме. В конце занятия педагог отвечает на все вопросы.

Во время курса студенты часто выступают устно с докладами и другими заданиями. Для этого выступающий студент включает свой микрофон и камеру, чтобы его было видно и слышно преподавателю и другим студентам.

Занятия транслируются по вечерам (по московскому времени). В день бывает 1-2 лекции в зависимости от расписания. Лекции 4-5 раз в неделю. С различной регулярностью бывают домашние задания, которые загружаются на сайт до определенного времени. На выполнение дается, в среднем от 3 до 7 дней. Некоторые большие задания могут быть заданы еще в начале курса, и у студента есть месяц-два на их сдачу.

За время обучения студенту, как правило, необходимо появиться очно на государственных экзаменах и защите диплома.

Кому это выгодно

Теперь люди с ограниченными возможностями могут учиться наравне с теми, кому легко доехать до образовательного учреждения. Ради обучения конкретной профессии не нужно ехать в другой город или страну. Но все же еще не все профессии доступны в режиме онлайн.

Дистанционное образование невероятно удобно для женщин, находящихся в декретном отпуске. Нет необходимости оставлять ребенка и ехать на учебу, а это минимум часов 5 (два часа в дороге туда-обратно, две вечерние или выходные лекции) можно сесть за учебу, когда малыш спит. Особенно удобно и кормящим мамам.

Да и работающие люди и так устают, а мысль о том, чтобы куда-то ездить после работы пару-тройку раз в неделю для повышения квалификации, приводит в уныние. Иногородним также удобен дистанционный формат, т. к. он позволяет не менять привычный образ жизни, не переезжать в чужой город, не оставлять семью.

Мифы о дистанционном образовании

И все же, несмотря на явные плюсы современных технологий многие с недоверием относятся к получению знаний подобным способом. Некоторые полагают, что материал усваивается хуже, отсутствует личный контакт с преподавателем. Также считают, будто в онлайн формате обучения вероятность заведения полезных знакомств сводится к нулю.

Как человек, опробовавший на себе и очное и дистанционное обучение, могу с уверенностью развеять эти мифы.

Материал усваивается даже лучше. По той простой причине, что если вы не успели чего-то записать за преподавателем или опоздали на лекцию и пропустили начало, то вы можете посмотреть лекцию в записи. Столько раз, сколько требуется именно вам.

Педагоги при проведении лекций онлайн предпочитают оставлять личное общение на ее конец, отводя ответам на вопросы, между прочим, довольно много времени. Порой разговор с преподавателем оказывался столь увлекательным, что мы могли задержаться у экранов на час дольше. К тому же, преподаватель всегда готов лично обсудить непонятное по почте или по телефону. Такой подход получается более располагающим к получению знаний.

И огромный плюс здесь еще в том, что в процессе лекций можно сбегать приготовить себе кофе и разогреть еду. Таким образом, можно и подкрепиться в пижаме перед компьютером, внимая учителю.

В формате онлайн общения с преподавателем и учениками нет напряжения. Вы смотрите на преподавателя не как на великого и ужасного человека, который вам поставит оценку, а как на дружелюбного гуру. В моем институте было так. Учителя отвечали на все вопросы, рассказывали о своих достижениях и приключениях в профессии, а также раскрывали некоторые тайны.

Некоторые говорят о холодности онлайн формата в плане межличностного общения. Скажите честно, как часто вы звоните своим друзьям, чтобы поболтать по телефону, вместо того, чтобы списаться в WhatsApp, Vkontakte или Viber? Так вот здесь также. Даже лучше. Никто не составит мнение о тебе по внешнему виду, хотя иногда тебя будет видно в камере, но это происходит не так часто, и в основном общение между студентами идет в групповом чате. С парой однокурсников я подружилась в чате Vkontakte после одной из лекций, и наше общение в дальнейшем перетекло в другую социальную сеть. А еще сдружилась с группой людей, когда мы были преддипломниками. И жалею, что только тогда, а не раньше.

В дистанционном образовании намного больше личностной свободы. И педагоги рассказывают по-другому. Возможно потому, что диалог учитель-студент происходит в комфортных для обоих условиях, и собеседники более расслаблены.

Многие убеждены в том, что качество обучения сильно уступает очному. Если говорить об очном и заочном – да, вполне вероятно именно так. Но у дистанционного обучения развиты колоссальные возможности интерактивного общения со студентами. В рамках заочного образования представлялось возможным то, что студент во время экзамена задаст вопрос преподавателю, потому что до конца не разобрался в теме. В дистанционном формате все разжевывается в той же степени, что и в очном.

Студент больше читает, получая очное образование – миф. Далеко не каждый студент возьмет дополнительную книгу, упомянутую учителем во время лекции в качестве стоящей к прочтению. Когда я училась в институте, после такого упоминания в конце семестра оказывалось, что один-два человека читали книгу. Неоднократно наблюдала ситуацию именно на дистанционном: педагог рассказал про книгу, и уже через неделю практически весь курс ее обсуждает: кто сколько прочел, кто что нашел интересным, кто расстроился, что не нашел времени для прочтения из-за квартального отчета.

Напрашивается вывод: другая подача информации – другая мотивация студентов.

На сегодняшний день дистанционный формат не считается престижным, и это важный фактор для кого-то. Для меня престиж никогда не был важен. Основополагающими причинами выбора в пользу дистанционного второго образования стали качество знаний и мой комфорт.

На мой скромный взгляд, каждый должен выбрать тот метод получения образования, который ему близок. Лично мне очный формат обучения не подошел. Интерес к учебе и профессии в целом был погублен антипсихологическим подходом некоторых недовольных жизнью педагогов и обязательным нахождением в институте по пять-шесть дней в неделю. Во время получения мною второго образования было весело и интересно. Сроки сдачи заданий и контрольных такие же строгие, как и в обычных институтах, но подача информации кардинально отличается. Годы, потраченные на получение второго образования, пролетели незаметно. Во время каникул мне не хватало учебы. Мне и сейчас ее не хватает.

В любом случае, пока человеческий интеллект еще не заменили на искусственный, необходимость в образовании остается. А получить его стало легче, чем когда-либо.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply