В октябре 2014 года Алексей Ванифатов работал вместе с другими студентами УНИКа над проектом для The Village о жизни инвалидов-колясочников в разных городах России.

Как потом оказалось, Алена Меркурьева тоже принимала участие в этом проекте. Оптимизм – это главное, что стояло за каждым словом в ее статьях. На тот момент Алена была студенткой пятого курса. Полтора года спустя бывшие сокурсники подготовили материал об истории первого профессионального успеха Алены.

=

Из УНИКа я выпустилась в апреле 2015 года. Живу за Уралом, в небольшом городе Курган. У меня врожденное заболевание: таких людей, как я, называют хрустальными. Я и правда хрустальная, но это мало в чем меня ограничивает, разве что в передвижении.

Наши ВУЗы, как и школы, впрочем, в большинстве своем абсолютно не приспособлены для инвалидных колясок. Поэтому для меня даже с учебой на обычном заочном отделении было бы много проблем: понадобилось бы просить кого-то возить меня на машине, постоянно поднимать коляску по лестнице и так далее. Тогда я стала искать другие варианты и наткнулась на УНИК. Все изучила и поняла — это то, что нужно: очное обучение, не выходя из дома!

Алена Меркурьева

Алена Меркурьева. Фото: личный архив А. Меркурьевой

Изначально я поступила на факультет культурологии. Тогда дистанционное обучение только набирало обороты, и выбора гуманитарных специальностей практически не было. Когда я была на втором курсе, УНИК объявил набор на новое отделение — Институт современной журналистики. Не знаю, какой черт меня дернул, но я отправила заявку и туда. Поскольку я уже была студенткой УНИКа, мне нужно было пройти лишь собеседование с экс-замглавреда журнала Men’s Health и первым лидером нашего журфака Алексеем Цыгановым. Помню, как Алексей спросил: «А как ты собираешься работать журналистом, сидя в инвалидном кресле? Все-таки журналист подразумевает собой довольно активную деятельность». А я даже не задумывалась: действительно, как? Я никогда не мечтала стать журналистом или писателем, просто решила, что это гораздо практичнее и реальнее, чем быть культурологом. На самом деле ему я сказала что-то более вдохновляющее, и меня сразу приняли в первый экспериментальный поток журналистов. Тогда и началось погружение в профессию, без которой теперь уже я смутно представляю свою жизнь.

Учеба затянулась. Пришлось брать несколько «академов»: из-за приключений с больницей. Зато удалось застать огромное количество преподавателей и познакомиться со студентами из разных групп. Некоторые окончили УНИК раньше меня, другие — будут выпускаться в этом году. Учиться было несложно, главное ведь внутренняя мотивация. Тем, кому нужны были лишь корочки, уже на первом семестре «отсеялись», потому что темп ежедневных вебинаров, бурных дискуссий на форуме, семинаров и довольно большого количества заданий выдерживали не все.

Конечно, семестр семестру рознь. Некоторые пролетали на одном дыхании, другие тянулись бесконечно долго. Многое зависит от преподавателей. Больше всего запомнились преподаватели-журналисты-практики: Алексей Цыганов, приоткрывший дверь в удивительный мир пишущих людей, Вячеслав Крискевич, благодаря которому выяснилось, что мы можем работать в кадре, Наталья Суворова с энергичным, как и она сама, курсом по радиожурналистике и, конечно, Анастасия Чуковская — лучший наставник (и научный руководитель), которая заставила поверить в свои силы и вдохновила на первые шаги.

Отдельно хочется упомянуть педагогов по зарубежной литературе Србуи Ншановну Арзуманян, по философии Светлану Санькову, по литературному редактированию Георгия Левоновича Миансаряна — за увлекательные лекции и обратную связь. Не забыть и Александру Леонидовну Баркову (курс «Мифология» — прим. автора), державшую всех студентов в ежовых рукавицах со своим «каждый четверг сдаем эссе». Во-первых, это была дополнительная писательская практика, а во-вторых, некое подобие еженедельного соревнования — всем уж очень хотелось заслужить ее «отлично» и попасть на виртуальную доску почета.

Сложно сказать, с какого курса я начала писать профессионально. Я и сейчас не считаю, что пишу профессионально — каждый текст учит меня чему-то новому.

Во время учебы у меня было совсем немного публикаций. У нашего курса тогда еще было не так много практической журналистики, упор почему-то делался на изучение гуманитарных наук. Да и я действительно не понимала, о чем хочу и могу писать. Сотрудничала с местными газетами: писала о книгах, доступности города для инвалидов, рецензии на местные театральные постановки. Гонорар мне ни разу не предлагали, темы тоже. Заинтересованность быстро улетучилась, на том и расставались.

Помню, в первом или втором семестре мы проходили «малые жанры». В качестве задания нужно было написать анонс к юбилейной «Ночи пожирателей рекламы», ориентируясь на стиль определённого издания. Помню, преподаватель поставил мне очень низкий балл (у нас тогда была 100-балльная система), до «пятерки» было, скажем, совсем не близко. А через несколько месяцев в университете сообщают, что я победила на конкурсе. Оказывается, сами организаторы «Ночи пожирателей рекламы» выбрали мой анонс лучшим среди всех работ. Это был первый маленький успех.

В общем-то, я никогда не была в лидерах. Со мной учились уже пишущие журналисты или активные блогеры. А я раньше ничего не писала: ни стихов, ни заметок в стол, а слово «интервью» нагоняло на меня страх.

К окончанию университета я уже три года работала для московского издания Vashdosug.ru. А до этого стажировалась в прекрасной интернет-газете F5. После выпуска появилось много свободного времени, нужно было двигаться дальше. Не для того же я училась, чтобы всю жизнь заводить расписание выставок и карточки ресторанов! У меня давно была идея написать о девушках, которые делали операции по исправлению кривизны ног в местном Центре имени Илизарова, а Настя Чуковская помогла оформить синопсис и выбрать подходящее издание.

В одном издании мне отказали, сказав, что это не совсем их тема, а во втором взяли, правда, с условием, что я организую фотосъемку к материалу. Процесс был долгий, наверное, в общей сложности работа над статьей заняла недели три, но все получилось! Я продолжила сотрудничество с «Афишей», параллельно знакомясь с другими редакциями: «Такие дела», The Question, Cosmopolitan.

Журналистика — в первую очередь, про людей и происходящее вокруг нас. Наверное, оттого появилась еще и «социальная направленность» моей деятельности. Я просто выбираю истории, которые, на мой взгляд, важно рассказать обществу в данный момент. Не думаю, что это привлечет особенное чье-то внимание, тем более государства. Но я знаю, что рассказала о важном. И, возможно, один человек из ста, прочитав, задумается, почему так происходит и что можно сделать, чтобы это исправить. Главное, чтобы тебя хоть немного волновала тема, о которой ты пишешь, — и тогда все получится.

Я стала очень жадной на темы, все свое держу в блокноте! Из ближайших планов — рассказать о своем путешествии в Европу (недавно Алена побывала в сердце Испании Мадриде – прим. автора), пока ничего не забылось.

Сейчас я работаю новостником в «Афиша Daily» и литературным редактором на сайте Mel.fm. Могла ли я еще год назад представить, что буду внештатным сотрудником двух крупных редакций Москвы? Вряд ли. Делать первый шаг — всегда немного страшно, но все это стоит того. Для меня журналистика в любом ее проявлении — это постоянное преодоление себя, за что я ее и люблю. А что будет дальше — узнаем!

Поделитесь с друьями:

1 комментарий

Leave A Reply