Сегодня с исламом связано множество мифов и стереотипов. В СМИ зачастую дается однобокое представление об этой религии, эксперты же получают очень мало эфирного времени, чтобы дать свою профессиональную оценку. Реза Аслан — один из тех специалистов, который способен дать отпор обвинениям в сторону ислама и аргументировать свою позицию.

Реза Аслан — религиозный ученый, член Американской Академии религий, автор двух бестселлеров «Нет бога кроме Бога» (‘No god but God: The Origins, Evolution, and Future of Islam’) и «Иисус: биография фанатика» (‘Zealot: The Life and Times of Jesus of Nazareth’), профессор Калифорнийского университета. В своих книгах и выступлениях он развеивает негативные стереотипы об исламе, опираясь на факты и анализируя происходящие события. Ниже приводятся цитаты из его интервью и выдержки из книги «Нет бога кроме Бога».

О притеснении прав женщин в некоторых мусульманских странах

Высказывания о том, что в мире права мусульманок ущемлены, не являются истиной. Для женщин есть официальные ограничения в некоторых мусульманских странах, таких, как Иран и Саудовская Аравия. Например, в Саудовской Аравии женщина не может водить автомобиль. Но не потому, что ислам это запрещает: с религиозной точки зрения обосновать запрет на вождение автомобиля не получится.

Фото Реза Аслана

Фото: www.litblog.ru

А вот если у женщины, например, нет водительских прав, то тогда, разумеется, водить машину ей нельзя, ведь тем самым она подвергает опасности свою жизнь и жизни других людей. Проблема Саудовской Аравии в том, что политика этого государства лишь частично опирается на исламские законы, поэтому судить об исламе по устройству жизни в этой стране никак нельзя. В стране есть свои традиции, не имеющие к религии никакого отношения, есть личное видение правящих королей.

Есть проблемы и в таких странах, как Пакистан, Афганистан и другие регионы, где женщинам часто на уровне бытовой культуры, не официально, но, вместе с тем, очень реально нельзя получить те права, которые по исламу ей предоставлены. Например, получение полноценного образования. Опять же, это проблема конкретных стран, ведь с точки зрения ислама получение знаний является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. Поэтому сейчас женщины с Кораном в руках начали бороться за те права, которые у нее отбирают невежественные в вопросах религии мужчины.

В таких мусульманских странах, как Индонезия, Малайзия, Бангладеш, Турция, женщины имеют те же права, что и мужчины. Они учатся, работают в самых разных сферах, одеваются по-мусульмански, но в то же время современно и стильно. Нельзя брать проблемы каких-то отдельных стран и утверждать, что все мусульмане (а это более 1,5 млрд. людей по всему миру) одинаковые, и во всем виновата религия.

То же самое касается и вопроса о женском обрезании, которое имеет место в некоторых африканских странах. Это не религиозное требование. Это ужасная традиция, конкретная проблема региона Центральной Африки. В Кении, например, стране, где женское обрезание распространено очень широко, мусульмане этот обряд не практикуют.

Призывает ли ислам к насилию?

Все зависит от того, каким является конкретный человек. Если он жестокий, если он предрасположен к насилию, то и его исповедание религии будет таковым, и не важно, какой конфессии он придерживается: христианство, иудаизм, ислам или буддизм.

Такой человек всегда сможет оправдать свои действия, ссылаясь, якобы, на законы религии. Взять, например, буддистов в Мьянме, которые устроили настоящий геноцид мусульманского населения, безжалостно убивая женщин и детей. Разве буддизм призывает к этому? Конечно нет! Все зависит от самих людей, добры ли они, веротерпимы или жестоки. И еще важно учитывать политику конкретных регионов.

В настоящее время такие псевдоисламские организации, как ИГИЛ, Аль-Каида, Талибан являются опасностью для всего мира. И от их действий страдают мусульмане в том числе, об этом нельзя забывать. Поэтому и бороться нужно не со всеми мусульманами, а с конкретными организациями и боевиками, причем делать это совместно с мусульманским сообществом, которое также борется с экстремизмом, в первую очередь, просвещая людей.

Политические игры под религиозными лозунгами

Мы привыкли думать, что многие международные и гражданские конфликты имеют религиозную подоплеку. Борьба между суннитами и шиитами в Ираке, противоречия между католиками и протестантами в Северной Ирландии, война между Израилем и Палестиной и т.д. – все эти конфликты подаются под соусом религиозных противоречий. Но если заглянуть в суть этих процессов, то станет ясно, что религиозные лозунги – это всего лишь прикрытие, а воюющие стороны имеют свои личные политические и экономические цели и интересы.

Когда мы говорим о радикальных группировках, мы имеем дело не с религиозным, а с политическим радикализмом, прикрываемым религией. Почему, например, Аль-Каида использует ислам в своих политических целях? Просто потому что большая часть населения, живущая на территории Ирака, исповедует религию ислам, и чтобы убедить необразованные массы в правильности своих действий, эта организация использует вырванные из контекста строки из Корана и трактует их по-своему. Некоторые люди, не знающие и не практикующие свою религию, ведутся на их громкие лозунги.

Вообще процент мусульман, которые поддерживают радикальные настроения, крайне мал. Просто говорят о них постоянно и много, поэтому и кажется, что они – это и есть все мусульмане. Но абсолютное большинство верующих выступает против радикализма.

Из-за того, что часто люди не понимают сути происходящего, они начинают путать религию и политические процессы. Я не говорю, что нужно игнорировать вопрос религии, как раз наоборот. Изучать религию необходимо для того, чтобы уметь отделять правду от лжи, чтобы эффективнее бороться с радикализмом.

И делать это нужно по учению религии, а не по трактовкам отдельных людей, которые вызваны теми или иными мотивами.

На что опирается ислам?

Коран, Священная Книга мусульман, и жизнеописание пророка Мухаммада – это основа основ. В них четко выражены все важные вопросы из разных сфер жизни человека: вопросы веры и религиозной практики, отношения с самим собой и с другими людьми.

Третий важный институт, который принимает решения – это совет мусульманских ученых. Они выносят решения (фетвы) по тем спорным религиозным, политическим и бытовым вопросам, на которых нет прямых указаний в Коране и в жизни пророка. И здесь действует плюрализм взглядов.

У ученых могут быть разные точки зрения на один и тот же вопрос, и фетвы они могут выносить разные. Если одна группа ученых сказала, что «Кока-кола» — это плохо, а другая, что «Кока-кола» — это хорошо, то оба эти мнения имеют место быть. И каждый отдельный верующий уже сам для себя выбирает, что подходит конкретно ему.

Религия и демократия

Главными ценностями в исламе, с самого начала пророчества Мухаммада, являются справедливость и соблюдение прав человека. Т.е. ислам призывает к демократическому строю в обществе, и пророк Мухаммад построил именно такое общество, в котором царили справедливость, равенство всех перед законом, соблюдались права и свободы человека. Первая в мире конституция, в которой прописывались демократические ценности, была написана им.

Кто-то может спросить: «Почему же тогда сейчас в некоторых арабских странах нет никакой демократии?» Мы привыкли думать, что в арабских странах политика строится на исламских принципах, хотя в наше время это далеко не так. Тем более важно помнить, что арабы составляют всего 8-10% от числа полутора миллиардов мусульман. Большая часть мусульман живет за пределами Ближнего Востока. В Индонезии, самой большой мусульманской стране в мире, — демократия. В Пакистане, второй по величине мусульманской стране – демократия. В Малайзии, в Турции – демократия.

Будет заблуждением считать, что религия и демократия – это два несовместимых понятия. Взять, например, Америку. Если кто-то думает, что религия и государство полностью независимы друг от друга, то это не так. США является одной из наиболее верующих стран в мире. Можно смело сказать, что религия в жизни американцев играет большую роль, чем, например, в Иране. При этом сама политика государства направлена на диалог с разными конфессиями.

Для написания текста использовались цитаты из выступлений автора в разных СМИ и из его книги «Нет бога кроме Бога».

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply