Каждый год весной в Колумбийском университете (Нью-Йорк, США) проходит церемония вручения Пулитцеровской премии. Эта награда — одна из самых престижных в области журналистики, литературы и музыки. Премию назвали в честь её основателя Джозефа Пулитцера. Кем же был этот человек, пожелавший после своей смерти поддерживать планку высокого профессионализма работников прессы и искусства?

Джозеф Пулитцер родился в 1847 году в городке Мако (Венгрия) в обеспеченной еврейской семье. Он получил образование в частной школе Будапешта и мечтал о военной карьере, но ни австрийская, ни французская, ни британская армия его не приняла по состоянию здоровья. Тогда, преодолев океан, юноша поступил в отряд кавалерии президента Линкольна и успел даже поучаствовать в гражданской войне, защищая интересы северян. Но после победы его полк прошёл парадом по столице и за ненадобностью был распущен.

Для бывшего кавалериста, не знающего местного языка, наступили нелёгкие дни. Ему пришлось примерить на себя работу грузчика, официанта, носильщика и даже погонщика мулов. Но после работы Джозеф упорно изучал английский и проводил много времени в библиотеке. И фортуна, наконец-то, ему улыбнулась. Однажды за игрой в шахматы он познакомился с Льюисом Виллихом — редактором местной газеты «Westliche Post», который предложил Джозефу у него поработать. Через четыре года молодой репортёр, о котором уже знала вся Луизиана, выкупил часть акций «Westliche Post» и стал соучредителем.

В 1878 году накопленные средства позволили ему приобрести собственную газету «St. Louis Post-Dispatch», а приобретённый опыт – заниматься работой над улучшением её бизнес-модели. Он проводил за рабочим столом по 16-20 часов в сутки, вникая в каждую мелочь. В числе нововведений Пулитцера были сенсационные расследования и политические разоблачения. Он делал то, что раньше казалось невозможным. Его статьи обличали высокопоставленных чиновников, публичных и правительственных особ раскрывали глаза общественности на лицемерие политиков. Он писал о коррупции, махинациях и отпетых мошенниках. Всё это пользовалось спросом у читателей. С газетой стали считаться, а некоторые герои скандальных публикаций даже могли лишиться карьеры.

Ещё одним новшеством были кричащие заголовки, благодаря которым свежие номера раскупались как горячие пирожки. Газета процветала, а у работавшего на износ Пулитцера начались проблемы со здоровьем.

В 1883 году издатель собирался отправиться на лечение в Европу, но доехал только до Нью-Йорка. В этом городе ему предложили купить газету «The New York World», которая была на грани банкротства. И вместо поездки в Европу, забыв про лечение, Джозеф Пулитцер, с энтузиазмом включился в работу.

Это назвали потом «революцией одного человека». Были изменены редакционная политика, содержание и формат. Пулитцер максимально упростил публицистику, сделал её понятной для массового читателя. Материал подавался легко и непринуждённо, но при этом факты были достоверными, а новости оперативными. На страницах газеты совмещались журналистские расследования, статьи о политической коррупции, новостные сенсации, юмор, реклама, спортивные новости и рубрики для женщин. Впервые в газете стали размещаться иллюстрации, карикатуры, статьи с продолжением и интервью, взятые у простых горожан. Это был абсолютно новый стиль, который потом стали использовать другие американские издания. Информативность и развлекательность стали основными принципами нового журнализма.

Пулитцер первым начал печатать комиксы, первым героем которых был жёлтый человечек. Интересно, что название «жёлтая пресса» появилось благодаря этому человечку, но оно никак вначале не было связано с публикацией низкопробных материалов и сплетен.

С именем Пулитцера связано также и появление особого вида сенсационного, драматического репортажа, для написания которого репортёру нужно было совершить какой-то выдающийся поступок. Так, журналистка Нелли Блай в качестве пациентки провела две недели в психиатрической больнице, чтобы потом разоблачить руководство больницы и написать о жестоком обращении с больными. А однажды по заданию редакции Нелли Блай отправилась в путешествие вокруг земного шара, и даже взяла интервью, у самого Жюля Верна.

Американская статуя Свободы своим появлением и имиджем так же во многом обязана Джозефу Пулитцеру. Он собирал деньги на установку статуи и воспевал её, как символ американской мечты. Пулитцер верил в демократию и мечтал сделать мир лучше. В 1889 г. Пулитцер ушел с рынка желтой прессы, и “The New York World” стала официальным рупором Демократической партии.

Трудно переоценить влияние, которое оказал Джозеф Пулитцер на развитие американской журналистики. Идеи бывшего иммигранта прочно прижились на благодатной почве, у него учились, ему подражали. Он показал всем, как нужно работать, чтобы добиться успеха. Джозеф Пулитцер был первопроходцем, родоначальником нового направления в журналистике, и достиг невероятных вершин самовыражения. Он писал: «Гласность, гласность, гласность – самый большой моральный фактор и сила в нашей общественной жизни». И выигрывал суды за оскорбление государственных чиновников, что принесло ему признание защитника свободы слова и звание эталона «четвёртой власти» США.

Умер великий журналист в 1911 году на борту своей яхты «Свобода». Он оставил часть состояния на создание школы журналистики при Колумбийском университете и учреждение премий за достижения в области журналистики и литературы. Незадолго до своей смерти он надиктовал то, что можно считать его профессиональным завещанием: «Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу».

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply