Как бы ни был велик и легендарен LIFE, но он не смог выстоять в неравной схватке с современными технологиями.

За 130 лет своего существования журнал LIFE прошел путь от полноценного издания до небольшого приложения к газете. Life то взбирался на вершины успеха, то попадал в команду лузеров. Life переживал финансовые трудности и размолвки с читателями, однако все равно сделал себе имя, заработал репутацию и покорил мир. Но и этого оказалось мало для того, чтобы бумажное издание смогло устоять перед напором современных технологий.

Всё началось в 1883 году. В то время LIFE был далёк от того, каким мы его знаем сейчас. Это был вообще другой журнал – иной  по своему содержанию, оформлению: он был наполнен карикатурами, юмористическими рассказами и забавными комментариями на злобу дня. Именно таким его придумал и основал Джон Эймс Митчелл.

Леонарда МакКомб –  The Malboro man

Журнал оправдывал своё название и рассказывал практически обо всех аспектах жизни своих современников. Читатель погружался в юмористические очерки о светских раутах, в социальную сатиру, получал рассказы об охоте и рыбалке, или о катаниях на санях за тройкой, тексты о спорте и культуре и многое другое. Одно оставалось неизменным: подача, непременно с юмором, задором, но никаких пошлых штучек. Писали и о политике, «подкалывали» власть, но делали это крайне осторожно. После Смерти Митчелла  издание купил Чарльз Гибсон, но будучи каррикотуристом, а не управленцем, не смог удержать LIFE на плаву, и выставил его на продажу. В 1936 году журнал перекупил Генри Люс, добавив его к своим медиаактивам: журналу TIME, деловому FORTUNE и журналу Sports Illustrated.

Люс не собирался сохранять LIFE как есть, его интересовал сам бренд. С этого момента издание превратилось в новостной фотожурнал. Люс и его команда сделали ставку на то, что смотреть картинки людям куда интересней, нежели читать громоздкие статьи. На пятидесяти страницах еженедельника появлялись лучшие фоторепортажи о значимых событиях в США и мире, портреты культовых личностей, иллюстрации на насущные темы. Все они сопровождались небольшими (по газетным меркам) статьями и комментариями. Лучшие фотографы и фотохудожники мира в разные годы работали и сотрудничали с изданием.  Среди них Филипп Халсман – первый президент Американского общества журнальных фотографов. Ему принадлежит снимок «Dali Atomicus», на котором легендарный сюрреалист Сальвадор Дали в центре остановившегося времени, с застывшей в воздухе водой, парящими холстами и котами. Другой знаменитой снимок автора LIFE Леонарда МакКомб –  The Malboro man, портрет техасского ковбоя с сигаретой в зубах. Впоследствии этот образ стал главным лицом рекламной компании сигарет «Мальборо». Снимок стал частью массовой культуры.

Caption from the August 27, 1945, issue of LIFE. "In the middle of New York's Times Square a white-clad girl clutches her purse and skirt as an uninhibited sailor plants his lips squarely on hers."По сути, фотографы LIFE создали и задали невероятно высокую планку качества фотожурналистики. Этот уровень и в наше время остаётся примером для подражания. Их фишкой стало умение отобразить происходящее в одной фотографии сразу на нескольких уровнях. Взять хотя бы работу Альфреда Эйзенштадта «День Победы над Японией на Таймс-сквер». Этот чёрно-белый снимок облетел весь свет. Изображение моряка, целующего медсестру на фоне ликующей толпы, стало культовым. В нем столько чувства, всё ликование народа от долгожданной вести: долгая и кровопролитная Вторая мировая наконец–то закончилась. Люди выходили на улицы, поздравляли друг друга с эти событием. Автор запечатлел спонтанный порыв радости и счастья. Снимок, изначально опубликованный в LIFE, перепечатывали в журналах и газетах, делали принты на футболках, обыгрывали в кино. На Таймс-сквер даже установили восьмиметровую статую моряка и медсестры у которой каждый год собираются сотни влюблённых пар, чтобы больше соответствовать оригиналу.

Благодаря таким снимкам журнал быстро обрёл популярность и к началу 70-х тираж составил около 8,5 миллионов экземпляров. При этом прибыль падала, выручка едва покрывала расходы на производство. В попытке сократить затраты руководство LIFE снизило тираж до 7 миллионов. Но денег это не принесло. Даже наоборот, отпугнуло некоторых рекламодателей, так что сократился ещё и доход с рекламы. А тут еще главный конкурент набирал обороты. Телевидение.

Проблем добавил и скандал с журналистом Клиффордом Ирвингом. LIFE  и Ирвинг заключили контракт о публикации автобиографии знаменитого миллионера–отшельника Говарда Хьюза. В итоге материал оказался фальшивкой. Автор выдумал всю историю, с первых слов и до финальной точки. Он надеялся, что раз миллионер–отшельник избегает мирских соблазнов,  то никогда не прочитает свою липовую автобиографию. Однако он ошибся. Хьюз лично позвонил в редакцию LIFE и по громкой связи на общей планёрке объявил, что статья – ложь. Ирвинг хотел бежать в Швейцарию, но был пойман полицией и приговорён к двум с половиной годам тюрьмы за мошенничество, а LIFE растерял доверие читателей. В декабре 1972 года журнал снова закрылся. Ну а Ирвинг выйдя из тюрьмы описал скандал в своей книге «Мистификация». В 2007 году роман был экранизирован с Ричардом Гиром в главной роли.

Выждав шесть лет TIME Inc. решилась возродить LIFE. Правда, издание стало ежемесячным и тираж его сократился в разы. Постоянные финансовые трудности вынуждали журнал меняться. LIFE периодически снижала цены на рекламу, уменьшала количество страниц. Руководству приходилось что-то придумывать, чтобы удержать публику. Одним из таких ноу-хау стало составление собственных списков «Важнейшие события тысячелетия» и «100 самых важных людей тысячелетия». Это вообще был новый жанр для журналистики такого времени, эти рейтинги принесли журналу всеобщую известность и заставили учёных, журналистов и аналитиков всего мира обсуждать LIFE. Но и это не помогло LIFE в стремительно меняющемся рынке.

Филипп Халсман - Dali AtomicusВ 2000 году журнал в очередной раз сообщил о своём закрытии, причем в очень символичном антураже. В первом номере LIFE, на обложку поставили новорожденного младенца, а подпись гласила «LIFE Begins» (Жизнь начинается). Этим малышом был Джордж Стори. С этого момента в LIFE периодически публиковались статьи о жизни Джоржа: как он закончил школу, поступил в институт, женился, завёл детей. На обложке последнего выпуска журнала в 2000 году была напечатана фотография уже состарившегося Джорджа Стори с заголовком «LIFE Ends» (Жизнь заканчивается). Спустя несколько недель после публикации Джордж скончался от сердечной недостаточности.

В 2004 была предпринята ещё одна попытка подарить новую жизнь LIFE. Журнал снова стал еженедельником с рекордным тиражем в 12 млн копий. LIFE изрядно похудел, и перестал быть самостоятельным изданием, стал бесплатным приложением к ведущим американским газетам. В числе 60 газет Washington Post, New York Daily News, Los Angeles Times, Chicago Tribune, Denver Post, St. Louis Post-Dispatch. Руководство Time Inc. заключило сделки о распространении приложения с такими газетными гигантами, как Knight Ridder и McClatchy Company.

Однако снова время диктует свои условия. Читающих газеты становится всё меньше. Люди всё чаще черпают информацию из Интернета и телевизора. Газеты встречают свою даму с косой. В 2007 после двух с половиной лет борьбы за жизнь, журнал снова закрылся. К тому времени он уже имел мировую известность и уважение. По этому весть о его кончине облетела практически все новостные ленты.

Однако LIFE никогда не умирает по-настоящему. В своей жизни после смерти LIFE стал частью индустрии виртуальных СМИ. Еще в 90-х журнал был оцифрован, а в 2009 запустился сайт LIFE Online. Этот переход в цифру стал одной из сюжетных линий фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти». В фильме на примере LIFE показывается та трагедия, через которую многим печатным изданиям приходится проходить. Трагедия LIFE ещё и в том, что он не смог удержаться и в сети как самостоятельное издание. В 2012 году LIFE пережил ещё одно перерождение и прекратился в небольшой фотораздел виртуальной версии Time.

Да, сегодня LIFE скорее мертв, чем жив, но то, что он оставил после себя можно с уверенностью назвать настоящим сокровищем. Фотоархив десятков миллионов снимков – это кладезь знаний и вдохновения, свидетельств и иллюстраций мировой истории последнего столетия. Контракт с Google позволил создать хостинг с миллионами уникальных фотографий. Все они доступны через поиск картинок Google. Большая их часть никогда не была опубликована в журнале. Периодически по миру путешествуют выставки с лучшими снимками и легендарными обложками LIFE.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply