Текущий 2016-й год посвящен российскому кино. Как правило, такие посвящения нацелены на развитие, популяризацию той или иной сферы жизни: истории, литературы, культуры в целом и т.п. Так, в течение всего 2016-го года проводится большое количество мероприятий на тему кино, как образовательных, так и развлекательных.

Фестивали, показы, мастер-классы, лекции – любителям кино скучать не приходится. Но для профессионалов, особенно начинающих, главное не столько то, где можно посмотреть хороший фильм, а то, как его снять самому.

К возможностям для молодых киношников относятся многочисленные фестивали, где можно продемонстрировать свой фильм, а если повезёт, то и быть замеченным одним из российских продюсеров. Но фестивалей было много и до Года Кино, а перед тем, как что-то показать, нужно всё-таки это что-то сделать. И тут вступает в игру главный сюрприз Года Кино – безвозвратная государственная поддержка кинопроизводства. Молодые режиссеры ликуют. Правда не знают, куда бежать, где и у кого просить пополнить заветный бюджет на съемки своего будущего шедевра. А опытные режиссеры, прошедшие не один питчинг Фонда Кино и Минкультуры, знают, и куда бежать, и у кого просить, но вот радости особой у них нет. Знают, чтобы получить поддержку от вышеупомянутых Фонда Кино и Минкультуры недостаточно горящих глаз и идеи, трогающей сердца. Знают, что всё не так просто, как кажется.

В Фонд Кино дебютантам дорога закрыта. Там раздают деньги только, так называемым, студиям-мэйджорам – крупным проверенным киностудиям, отдельным продюсерам, а так же небольшим независимым киностудиям. В приоритете у Фонда Кино жанровые зрительские, то есть окупаемые проекты. А авторское, документальное, анимационное и дебютное кино может испытать удачу в Минкультуры. В 2016-м году государственные деньги разделились так: три миллиарда в Фонд Кино, из которых два – мэйджорам и один – независимым киностудиям, и ещё один в Минкультуры. В Фонде Кино в этом году безвозвратная поддержка не совсем безвозвратная, государству нужно будет вернуть 15-20%. А вот в Минкультуры всё действительно безвозмездно. Со следующего года, кстати, будет действовать система как возвратная, так и безвозвратная. Можно будет совмещать разные типы финансирования в одном проекте.

Система получения поддержки везде одинаковая – нужно пройти конкурс, или питчинг, на котором перед жюри режиссеры и/или продюсеры (обычно продюсеры) презентуют свой проект. Надо сказать, что сам сюжет, идея и тема фильма, как правило, не занимает в пятиминутной презентации главное место. Основным фактором здесь становятся цифры: коммерческий потенциал, PR-кампания, смета. Государству важна судьба их вложений, даже если они полностью или почти безвозвратные.

Система российской государственной поддержки в кино, конечно, не так уж и страшна, в ней можно разобраться. Подготовка документации, составление всех этих смет может немного сбавить пыл молодого режиссера, но саму идею, если она действительно сильная, не уничтожит. Сделать это может Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации. На последнем этапе питчинга проекты рассматривают с точки зрения идейности, полезности для государства и власти. Владимир Мединский, как человек со своеобразным взглядом на историю, в частности, историю России, и как неудавшийся военный (неудачу он, впрочем, компенсировал организацией военно-исторического общества), очень сильно влияет на политику Министерства культуры в сфере кино. Поэтому, если у вас проект не военно-патриотического фильма, то шансы получить поддержку от Министерства культуры существенно снижаются.

Начинающие режиссеры и продюсеры могут поучаствовать в питчингах других организаций, например, часто их проводит Дом кино. Здесь не дают финансовой поддержки, но обеспечивают призы и скидки от технических и образовательных партнеров Дома Кино, а призеры питчинга становятся участниками конкурса Минкультуры (С 16 мая по 1 июня идёт отбор заявок на участие) и Фонда кино, минуя несколько этапов.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply