Писать о российской парфюмерии – все равно, что объять необъятное. И не потому, увы, что наша страна как-то особенно прославилась в области ароматного искусства (не в пример французской или арабской индустрии), а просто потому, что о столь эфирных субстанциях можно говорить бесконечно. Вилена Котова взяла на себя смелость приоткрыть завесу тайны этой чудесной отрасли, которая, несомненно, является частью культуры и истории нашей страны.

Первое, о чем я вспомнила, когда начала работать над текстом, это образ восхитительно красивой незнакомки, которую я случайно встретила на Кузнецком Мосту. Мимо меня шла молодая (лет двадцати пяти), стильно одетая девушка, от которой пахло сложным, густым ароматом… Название которого стало именем нарицательным. Это была «Красная Москва». Символ целой эпохи, этот парфюм звучал просто восхитительно. Его мягкий шлейф деликатно шел за хозяйкой и через мгновение исчезал в холодном ноябрьском воздухе. Именно тогда я отчетливо поняла, что российская парфюмерия переживает эпоху возрождения. Доводов, которые подтверждают эту мысль, нашлось немало.

Духи «Красная Москва» появились на прилавках советских магазинов более чем девяносто лет назад, в 1925 году. Их производила фабрика «Новая Заря». Аромат полностью соответствовал своему времени: он был создан для сильных и трудолюбивых советских женщин. Недаром в букете «Красной Москвы» явственно слышны ноты гвоздики и пряностей – громко, строго и торжественно. Затем в Стране Советов появились духи «Кремль», «Красный мак», «Голубой ларец», «Только ты» и многие другие интересные композиции, но наши граждане хранили верность «Красной Москве». Да, именно граждане, ведь сложная и насыщенная композиция парфюма хорошо раскрывалась как на женской, так и на мужской коже (представители сильного пола выбирали одноименный аромат в концентрации одеколона). Среди преданных поклонниц упомянутого аромата были кумиры миллионов – актриса Любовь Орлова и космонавт Валентина Терешкова.

Рената Литвинова – признанная икона стиля нашего времени – однажды призналась: «Мне ужасно нравятся духи «Красная Москва». Это наше, родное, ни с чем не спутаешь. Они рождают чувство нормальной здоровой ностальгии. У меня еще бабушка ими пользовалась. Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут»

Сегодня по-прежнему можно купить заветный флакон «Красной Москвы». Причем, удастся отыскать как винтажный парфюм, так и современный. Новодел звучит легче и мягче, но он все так же узнаваем. Была ли на незнакомке, которую я встретила, новая «Красная Москва» или духи, выпущенные лет пятьдесят назад? Нюансы могут определить, пожалуй, только опытные «носы». Но интересно другое: отечественная парфюмерия имеет свое лицо и характер, она все еще востребована в определенных кругах. К счастью, избалованные огромным выбором покупатели научились больше доверять своему вкусу, а не рекламе. Многим захотелось пахнуть чем-то небанальным. Поэтому в мире и в России, в частности, возрастает спрос на нишевую, или селективную парфюмерию. Это те композиции, которые выпускаются небольшим тиражом, рассчитанные, скорее, на парфюмерных гурманов. В нашей стране так называемая «ниша» представлена еще более узкой ветвью – артизанальной (от англ. Artisan – «ремесленник») парфюмерией. Среди них наиболее известны такие бренды, как артизанальные (от англ. artisan — «ремесленник»)Сре Selection Excellence, Voronoi, Anna Zworykina Perfumes, Nikkos-Oskol, AromaMusic, Nimere Parfums. Парфюмеры, которые создают ароматы для искушенной публики, называют себя творцами и относятся к своему ремеслу как к искусству. Это общение через восприятие аромата, способное пробудить сильные чувства и дорогие воспоминания. «С маркетинговой точки зрения их (прим. – авторской парфюмерии) влияние на рынок ничтожно, поэтому никто пока специальных мест не выделяет и всерьез их не изучает» — пишет в своем блоге парфюмерный эксперт Любовь Берлянская. «Кроме того, — продолжает автор, — все эти деления по сегментам нужны маркетологам и производителям. Придуманы они для профессионального использования, чтобы проще было применять тот или иной маркетинговый инструмент. Если в нише нет рекламы, то совсем не значит, что в ней нет маркетинга. Учитывая то, что нишевая парфюмерия, как явление, приобрела экстремально массовый характер, то нужны инструменты и измерительные «приборы», с помощью которых это явление можно взвесить, измерить и поставить на какое-то место глобального рынка». Наверное, такая независимость от строгих рыночных правил и дает ощущение свободы арт-парфюмерам. «Меня не ограничивают требования моды и маркетологов, никто не диктует мне, какие идеи реализовывать и каким веяниям соответствовать. Свобода творческой мысли и свобода в реализации собственных идей – это еще одна сторона моей работы, которую я очень ценю», — провозглашает как манифест парфюмер Анна Герасимова.

Еще одним штрихом к парфюмерному портрету нашей страны стали духи от известных дизайнеров. Ошибочно считать, что ароматы создают модельеры или их Дома мод. Задача дизайнера заключается в том, чтобы создать концепцию аромата, а ее воплощением занимаются крупные парфюмерно-косметические производители.

Женский аромат от Валентина Юдашкина увидел свет в 1999 году и назывался Valentin Yudashkin – красивый ориентально-цветочный аромат. Другой известный дизайнер Вячеслав Зайцев представил широкой аудитории четыре женских аромата: Maroussia (1992 год), Autenthic Maroussia (1996 год), Nikita (2007 год) и Lumia (2009 год). Среди коллекционеров парфюмерии флакончик «Маруси» — своеобразный must-have, хотя духи от Славы Зайцева весьма условно можно назвать российскими, ведь лицензия на их выпуск принадлежит французской компании L’Oreal. Более эпатажный дизайнер Денис Симачёв тоже приложил руку к парфюмерному делу. Ароматы c его именем появились в 2014 году и явно рассчитаны на молодую аудиторию — названия «Ничё Святова», «Фром Раша виз Лавэ» и «Наше всё» вряд ли будут привлекать людей старшего поколения. Впрочем, содержимое флаконов с шутливыми названиями тоже как будто несерьезно: композиции легкие и незатейливые, их запросто могут носить на себе старшеклассники и студенты.

Сегодняшние модницы охотно рассказывают о своих покупках в социальных сетях под хэштегом #российскийпарфюм, а видео об отечественных ароматах набирают по нескольку тысяч просмотров и активно обсуждаются в комментариях. «Я открыла для себя духи «Реноме», которые стали для меня глотком свежего воздуха в моем царстве парфюмерии», «духи просто бомбезные, пахнут великолепно, купила и не пожалела», «Злато Скифов» на мой нос – классика, а «Тайна» – довольно красивый «шипр».

Большинство комментариев эмоциональны, и можно совершенно четко уловить витающую в воздухе мысль, что русская парфюмерия сегодня – не бюджетный вариант для тех, кому иностранная «не по зубам», а самобытная и вполне конкурентоспособная отрасль. У нашей страны богатая история и культура – это все находит отражение в парфюмерных композициях с пометкой «Сделано в России».

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply