Showing 1 of 1

Освоение Арктики – одна из самых сложных экономических задач для нашего государства. Главная тому причина – тяжелые климатические условия. Зачем вообще ее осваивать?

Арктическая зона занимает 20% территории России, и богата, по данным Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, большими запасами углеводородного сырья (около 100 млрд. тонн нефти и газа). Однако до сих пор происходит передел границ. Раньше Арктика была поделена на 5 секторов между Америкой, Канадой, Россией, Данией и Норвегией. В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию о морском праве (1982 года), по которой суверенитет прибрежного государства распространяется на 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную исключительную экономическую зону. В настоящее время Россия претендует на увеличение территории свыше 200 миль – ученые пришли к выводу, что некоторые части Комплекса Центрально-Арктических поднятий имеют подводное соединение с континентальной частью нашей страны.

Для России особенно интересны два направления – освоение новых газовых и нефтяных месторождений и развитие транспортной инфраструктуры. Но ввиду сложившейся кризисной ситуации в топливно-энергетическом комплексе и санкционной политики Запада по отношению к России, развитие этих направлений в ближайшем будущем будет затормаживаться.

17 января 2016 года ЕС и США сняли санкции с Ирана на реализацию нефти на мировом рынке, в связи с чем цены на нефть резко упали (20 января 2016 года зафиксирована цена Brent 27,10 долларов США за баррель). В таких кризисных условиях разработка и добыча нефти в шельфовой зоне Арктики является абсолютно не рентабельной. Из-за установленных санкций в отношении России перенесен на неопределённый срок запуск космического спутника «Арктика», который должен был, помимо наблюдения за погодными условиями, заниматься разведкой полезных ископаемых в Арктическом регионе. Директор по науке Института нефти и газа РАН Василий Богоявленский сказал следующее: «Если начать разработку всех открытых месторождений, то к 2030 году мы выйдем на 18 миллионов тонн, это очень небольшая доля от нашей нефтедобычи, всего 3,5% от нашей добычи нефти».

Что же касается транспортной инфраструктуры, то Россия нацелена использовать Северный морской путь круглогодично (в настоящее время использование возможно только в летнее время — зимой передвижение скованно льдами). Для этого планируется строительство и ввод в эксплуатацию новых атомных ледоколов. Но и тут есть свои трудности: Правительство РФ утвердило перенос финансирования строительства первого атомного ледокола «Арктика» на 2017 год.

В настоящее время атомный флот РФ состоит из четырех ледоколов, и планируется ввод еще трех – в 2017, 2019 и 2020 годах соответственно. Помимо морской транспортной логистики есть намерения по строительству железнодорожного сообщения – Северный широтный ход, перспектива строительства которого в основном связана со взаимоотношениями с Китаем. Китайской стороне предложен выход в северные моря и возможность транспортировки своих грузов в Европу по воде. Проектирование данной дороги завершено, инвестором стала шведская компания Rise Capital. На ежегодной пресс-конференции Президент РФ В.В. Путин также отметил, что финансирование проектов по строительству порта Сабетта (проект «Ямал-СПГ») и Северного широтного хода требуют привлечения иностранных инвестиций. Как утверждают эксперты Guggenheim Partners совокупные инвестиции в Арктику для устойчивого развития должны составить примерно 1 трлн. долларов США, а на сегодняшний день проинвестировано только 432,4 млрд. долларов США.

В стране нестабильная экономическая ситуация, цены не нефть колеблются, в газовой отрасли большие проблемы, связанные с транспортировкой газа в Европу, «Газпром» часто проигрывает суды по взысканию задолженностей, обостренные отношения с Западом, которые в арктической зоне накаляются строительством наших военных баз и проведением военных учений. Вся ситуация напоминает период «холодной войны». В таких условиях заниматься финансированием столь дорогостоящего освоения Арктики не целесообразно. Также нет четкой законодательной базы, административного органа, который бы мог регулировать процесс освоения Арктики.

Да, уже неоднократно высказывались идеи о создании единого арктического центра в Санкт-Петербурге, также планируется разработать проект федерального закона «О развитии Арктической зоны России», но пока что это все в планах. Идея о развитии туризма в Арктике еще более маловероятна в ближайшей перспективе. Чем действительно можно было бы заняться в арктической зоне, так это проблемой экологии. По данным The Telegraph температура в Арктике в период с октября 2014 года по сентябрь 2015 года оказалась на 1,3 градуса по Цельсию выше средних показателей. Потепление ведет к таянию ледников, а это в свою очередь принесет негативные последствия для промышленной инфраструктуры (разрушение построенных нефтедобывающих скважин, исследовательских и метеорологических станций, плавучих энергостанций); размытие береговой линии и затопление части суши приведет к разрушению поселений и гибели животной фауны Арктики. Конечно, нашим Правительством выделяются средства на борьбу с техногенным воздействием человека, в частности, на уборку мусора и загрязнений. Но в стране с высоким уровнем коррупции данные средства не всегда доходят до конечного назначения. Примером может служить выделение из бюджета 718 млн. рублей на работы по ликвидации промышленных свалок в национальном парке «Русская Арктика», которые на самом деле не были выполнены. А ведь именно по вине человека происходят климатические изменения в Арктике, которые уже сейчас влияют на погоду во всем мире. И не стоит забывать о том, что таяние ледников сокращает количество запасов пресной воды на земле. Русскому человеку не приходит в голову об этом задуматься, так как наша страна богата реками, озерами и грунтовыми водами. Но из всего мирового запаса пресной воды 70% приходится на ледники. И эта ценная жидкость тает и утекает в соленый океан. В будущем проблема с пресной водой может стать посильнее нефтяной зависимости.

Стоит ли осваивать Арктику? Каков правильный ответ на этот вопрос – покажет время. Пока свое мнение высказал политолог и журналист, блогер подкаста про Россию и страны бывшего Советского Союза (www.intetnytfravestfronten.dk) и блога про энергобезопасность (www.enercurity.org), Йеспер Гормсен: «Экология Арктики очень хрупкая, как и культура народов севера. Возгорание нефти и газа – вредное. Если смотреть с этой точки зрения – осваивать Арктику не стоит. Лучше было бы оставить ее в покое, как пока оставили Антарктику – как огромный заповедник. Но это вряд ли произойдет. Экономические интересы слишком велики. На данном этапе Россия не может извлекать углеводороды из шельфа, проект Штокман это хорошо проиллюстрировал, а проект Приразломное показал, насколько невыгодно сейчас производство в этих широтах. Тем не менее, России необходимо обновлять и расширять инфраструктуру и в этой части Арктики, поскольку северный морской путь, скорее всего, будет очень важным транспортным маршрутом, и важно иметь солидное присутствие в регионе для отстаивания территории и для ликвидации техногенных катастроф».

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply