О кризисе репертуарных театров пишут ещё с 80-х годов ХХ в. Театральные критики время от времени чем-нибудь недовольны. Но театр, как и любой другой вид искусства, не стоит на месте. Создаются новые интересные направления, которые находят своего зрителя. Одно из таких направлений – техника вербатим.

Критики говорят об исчерпанности традиционной драматургии или о слишком современной её интерпретации. Технику «вербатим» сложно уличить и в одном и в другом. «Вербатим» в переводе с латинского означает «дословно». Это особенная техника создания пьесы. Творческая группа выбирает тему и начинает опрос тех реальных людей, которых решено опросить именно для этого спектакля. И здесь очень важно найти правильные вопросы, так как они – начало будущей концепции спектакля. Актёры с диктофонами записывают интервью, которые потом расшифровываются и точно воспроизводятся на сцене. Прямо на зрительской аудитории разыгрывается жизнь персонажей, актёры перевоплощаются и присваивают себе документальный материал своих героев. От их имени дают интервью, произносят монологи или диалоги.

Чем же эта техника ценна и в чём её отличие от драматургии? Драматургия основывается на письменном языке, она подчинена законам грамматики, построения предложений, ритму. Устная речь строится по совершенно другим законам, в ней много умолчаний, пауз, каких-то контекстных вещей. В разговоре проскальзывают ошибки, оговорки, поправки, которые выбрасываются в письменной речи. А ведь это – самое ценное для раскрытия персонажа, потому что характеризует психическое состояние человека. В том, как он ошибается, как оговаривается, противоречит самому себе, мучается, страдает. Или, наоборот, находит силы в самом себе и расправляет крылья для взлёта. В речи постоянно происходит творчество – необдуманное, не планируемое, первая формулировка того, что живёт в человеке и ждёт озвучивания.

Считается, что технику вербатим придумали англичане, но сами они ссылаются на опыт МХАТа, когда Станиславский для постановки спектакля «На дне» ходил с актёрами на Хитров рынок. Но в Англии вербатим появился в 80-х годах как репортажное представление о социальной проблеме. Такими были в начале 90-х ХХ в. моноспектакли Анны Девере-Смит о расовых беспорядках в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе, после которых даже зрители-враги мирились друг с другом. Такими были «Монологи вагины» Ив Энслер в конце 90-х гг. прошлого века, в которых постепенно проявлялась вся картина социальной несправедливости общества и дискриминации женщин. Спектакль привёл к появлению феминистского культового движения «V-дэй».

В нашей стране первая вербатим–пьеса (и одноимённый спектакль) «Угольный бассейн» (2000 г.) была создана участниками кемеровского театра «Ложа» по интервью с шахтёрами в городе Березовский (Кузбасс). Из пьесы зрители узнавали много о шахтёрском быте, опасностях пребывания под землёй, народных приметах и байках.

В 2001 году в челябинском театре «Мастерская новой пьесы «Бабы» состоялась премьера документального спектакля «Солдатские письма» (режиссер – Елена Калужских). Интервью были собраны актрисами у женщин, жизнь которых связана с армией: сотрудниц военкомата, матерей солдат и инвалидов срочной службы, женщин-военнослужащих. В основу пьесы легли настоящие судьбы и события, реальные истории наших современников. Строгие и незатейливые, они словно кричат о кощунственности войны. А последняя история с нелепой гибелью прошедшего Афганистан мальчишки углубляет и расширяет эту мысль: абсурдно и порочно само мироустройство, в котором возможна такая страшная вещь, как война.

В 2009 году в парижском театре La Cartoucherie был представлен публике спектакль «Я – Анна Политковская», созданный семейным тандемом писателя Жан-Жака Грено и актрисы Кати Гранди. Речь шла о российской журналистке и правозащитнице Анне Политковской, застреленной 7 октября 2006 года в подъезде собственного дома. Убийство осталось не раскрытым. Спектакль «Я — Анна Политковская» — это внутренний монолог журналистки. Искренность и эмоциональность актрисы Кати Гранди заставила многих зрителей предположить, что актриса была близко знакома с погибшей. Однако знакомы они не были. Но еще задолго до убийства Жан-Жак Грено и Кати Гранди пристально следили за Политковской и читали её Чеченские репортажи. Спектакль вышел резким и откровенным. Впервые его показали на театральном фестивале в Авиньоне. После представления впечатленная публика долго не отпускала актрису. Но реакция была неоднозначной: какие-то люди срывали и рвали в клочья афиши…

В России главным источником вербатима и документального театра считается Театр.doc, созданный в 2002 году драматургами Михаилом Угаровым, Еленой Греминой и Александром Родионовым. Легендарными стали спектакли: «Преступления страсти» — истории об убийствах женщин ради любви, «Большая жрачка» об изнанке телешоу. А такие постановки, как: «150 причин не защищать Родину» — о падении Византии, «Лир-клещ» — о тюрьме и спасительной силе творчества», «Вне театра» — артисты, ушедшие из профессии рассказывают свои истории», «Молчание на заданную тему» — о театре, как таковом – вошли в список лучших спектаклей Москвы и Петербурга.

Современное искусство отличается большим разнообразием эстетических поисков. Порой у одного и того же драматурга можно обнаружить и тяготение к классическим образцам, и авангардные тенденции. Бремя истинности сегодня на современных писателях всего мира. В наше непростое время всё более востребованной становится документальная драма. Вербатим – это особенная техника создания пьесы. И, пожалуй, самое главное в ней то, что она не оставляет людей равнодушными.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply