Юрий Опарин — один из создателей сервиса Flashbackr, с помощью которого можно сохранять и расшаривать разнообразный контент: файлы, ссылки, твиты, видео с YouTube, товары из интернет-магазинов и прочее.

Юрий в Лондонском офисе. Фото: Ю. Опарин

Юрий в Лондонском офисе. Фото: Ю. Опарин

В 2011 году Юрия пригласили стать младшим научным сотрудником в Imperial College London в Англии, а в следующем году он и его коллега победили в акселераторе Imperial Innovations и получили финансирование и куратора для стартапа Flashbackr.

=

Как появилась идея проекта?

Да просто надоело все время слать себе ссылки по почте.

Со временем их стало так много, что непонятно, что к чему относится. С файлами то же самое, но немного проще, так как уже есть Dropbox. Правда, там есть ограничения по пространству, и тогда это было, кажется, 2 Гб. А вот единой платформы, чтобы сохранять и ссылки, и файлы, которые могут быть доступны с любого девайса, не было.

Мой коллега задался вопросом, можно ли с этим что-то сделать. С этого и начался наш проект.

=

Сколько у Flashbackr сейчас пользователей?

Зарегистрированных пользователей 1141. Активных только около 40.

=

Есть еще какие-то идеи, проекты?

Когда мы начинали, у нас была еще вторая идея, связанная с безопасностью данных, но нам сказали, что надо выбирать что-то одно. Через два года к нам пришла идея проекта StartupTracker. Это плагин в браузере, с помощью которого можно посмотреть информацию о компании и сохранить ее в Evernote. Сейчас проект уже запущен. В основном он интересен венчурным фондам — им не нужно собирать информацию по всему интернету, а можно просто найти и сохранить ее парой кликов.

=

Есть ли у Flashbackr аналоги?

Прямых нет. Есть много сервисов для сохранения информации, например Evernote или Pocket. Но Evernote — это, в основном, для журналистов, которые много работают с текстом, что-то вроде Word.

Однако нигде нет возможности с помощью одной ссылки делиться большим объемом информации. Например, я могу сделать подборку из 100 моих любимых фильмов или книг и отправить ее другу всего одной ссылкой. И он может просто посмотреть все, не заводя аккаунт во Flashbackr. Такого пока нет.

=

Как Flashbackr будет приносить доход?

Это довольно отдаленная тема, и пока она не стоит на повестке дня. Flashbackr — один из самых сложных в этом плане проектов. Он B2C без прямой монетизации, как Facebook, Instagram и Twitter. Если вырастет до нескольких миллионов, то, как нам сказали, способ монетизации кто-то обязательно предложит. Кстати, одним из примеров проектов, которому нашли способ монетизации, является российский сервер Nginx, команда которого разрабатывает серверную часть Netflix и продает лицензию и поддержку на Nginx Plus.

=

Что было самым сложным в процессе реализации?

Разработка простого продукта. Первая наша версия была похожа на панель управления самолета с кучей кнопок непонятного назначения. Но сейчас не 98й год, пользователи не читают раздел помощи, и если им что-то непонятно в течение 5 секунд, то они просто закрывают страницу навсегда. Поэтому минувшим летом нам пришлось продумать новый дизайн, и мы только сейчас заканчиваем его делать. Дальше предстоят этапы тестирования.

Юрий и Ксонгор на Webit. Фото: Ю. Опарин

Юрий и Ксонгор на Webit. Фото: Ю. Опарин

Кроме того, сложно мыслить, как большие компании. Нам говорили так: если у тебя есть одна кнопка, то ты можешь потратить неделю и сделать вторую кнопку. Но ты можешь потерять деньги, мотивацию, поэтому лучше делать только одну кнопку. Хотя, на самом деле, это объяснение неправильное. Проблема двух кнопок в том, что пользователю будет сложно разобраться в сервисе. Надо спрашивать себя, нужно ли это конкретному пользователю и кто он, твой пользователь? И от этого уже отталкиваться.

Это понимание останавливает тебя от траты времени и постоянного желания что-то доделать или переделать. Сейчас это кажется очевидным, но на это понимание ушло 2 года. И вот это и было самым сложным — сделать продукт простым.

=

Были ли сложности из-за языкового барьера или разницы менталитетов при сотрудничестве с британцами?

В России все напряженные, делают все и сразу, а в Лондоне все немного «на релаксе». Если мне мой коллега говорит «сделаю через 10 минут» — это означает от часа до трех часов. Это нужно было учитывать и перестраиваться, что оказалось не так просто.

С языком проблем нет, но как-то давно я переписывался в скайпе с одним американцем, и он мне писал: “talk soon”. Для них это что-то в духе «до скорого», а я воспринимал буквально и думал, что он реально хочет со мной скоро пообщаться.

=

Наверняка есть какие-то универсальные правила для успеха проекта. Что нужно, чтобы стартап стал успешным?

Надо создавать то, что нужно пользователям. И поддерживать внутреннюю мотивацию. Потому что работа над проектом — долгий процесс. Я бы посоветовал тем, кто начинает заниматься стартапом, приготовиться к «забегу» на 4–5 лет минимум. Сами для себя мы вывели формулу 30-30-40. 30% разработки, 30% UX/UI (восприятие интерфейса пользователем/графические детали интерфейса — прим. автора) и 40% маркетинга. И для успеха нужно «прокачать» последние два компонента. Самое лучшее — начать с простого продукта, не требующего длительной разработки, и «прокачать» UX/UI и маркетинг. Затем, продав сервис, на полученный капитал уже строить планы на серьезный проект.

=

А как поддерживать мотивацию все это время?

Мне в этом помогает мой коллега по проекту. Он один из тех людей, у которых всегда отличное настроение. Он вообще не принимает нытья и все время говорит: «Ничего страшного, идем дальше». Так что для поддержания мотивации нужна команда мотивированных людей.

=

Что должен знать каждый начинающий стартапер? Что изучать, на что обратить внимание?

Он должен знать, где брать деньги, изучить эту среду. Это первое. Второе — не планировать много, а планировать мало. Если хочется сделать 20 вещей, лучше сделать одну. И стоит браться за то, что востребовано для других и осуществимо для вас.

Также важно понимать, кто ваши пользователи, сколько их и готовы ли они пользоваться продуктом. С этого стоит начинать.

=

Ок, допустим, провели минимальную работу, теперь ищем деньги. Как привлечь инвесторов?

Многое от страны зависит. Обычно схема сотрудничества с венчурными фондами такова: стартап получает начальную инвестицию в $300 тыс. за 20–25% доли в компании. Дальше в течение 5 лет фонд либо пытается вырастить стартап до нового раунда (так называемые B, C, D, E серии) либо продать его. Последний вариант самый распространенный. Так что тут иллюзий и розовых очков у основателей быть не должно.

Надо иметь в виду, что идти к венчурному фонду нужно уже с чем-то готовым, потому что у них реальные деньги инвесторов, которые они не готовы вкладывать в одни только гениальные идеи. С этим отправляют в инкубаторы и акселераторы. А там сейчас такие очереди, что они тоже скорее выберут наполовину готовые проекты, а не голую идею. Поэтому главный совет — собрать хоть каких-то пользователей, показать, что к идее есть интерес. Подобрать команду. Все это проработать, а потом уже идти искать деньги.

=

Получается, восторженных и гениальных уже не ждут вообще нигде.

По сути да, но бывают исключения. Например, в Лондоне проходит мероприятие «Час идей», которое частично спонсирует мэр. Там собираются люди и обмениваются идеями. В 2012 году у одного человека была действительно хорошая идея — приложение для Google очков, которые тогда только набирали популярность. И Google ему выделил команду для разработки этого приложения.

=

А могли бы вы этот проект реализовать в России?

Ну, во-первых, такой проект, как Flashbackr лучше сразу на английском запускать, так как аудитория больше. Во-вторых, в Лондоне работают схемы для поддержки стартапов. Можно найти частного инвестора. В этом случае государство гарантирует ему возврат 86% от суммы до 100 тыс. фунтов в случае банкротства стартапа. Либо пойти в акселератор и получить до 120 тыс. долларов за 10% доли компании. Естественно, инвесторы охотнее вкладываются в стартапы.

Flashbackr. Фото: Ю. Опарин

Flashbackr. Фото: Ю. Опарин

Также этой осенью мы получили от налоговой небольшой бонус в 10 тыс. фунтов, так как правительство поддерживает разработки Research&Development, которыми мы занимаемся.

Кроме того, в России не инвестируют в чисто IT проекты. Тут хотят сразу получать доход, «долгие» деньги инвесторов не интересуют. Так что думаю, в России мы бы не выжили.

=

А какие возможности есть в России, которых нет в Англии?

Тут отличный Интернет! По крайней мере, в Москве. В Лондоне такого нет, так как все очень экономные. Может, видели эти старые английские фильмы, когда муж с женой в теплых пижамах, чепчиках ложатся в кровать? Это не случайно, потому что отопление тут почти не включают, поэтому в домах жутко холодно. Если на улице плюс пять, значит, дома около 10, максимум 15 градусов. Местная управа даже делает рассылку, чтобы оповестить, какая температура в доме комфортна для ребенка.

Так что и с Интернетом свои сложности — из экономии у всех почти везде модемы. Видимо, дело в цене на проведение и аренду кабелей. Получается, что месячная стоимость кабельного интернета — 30–50 фунтов, то есть 3000–5000 рублей, а компаниям еще дороже.

=

Есть какие-то интересные стартапы, которые вам нравятся?

Да, например, lobster.media и thequestion.ru.

Поделитесь с друьями:

Leave A Reply